Инсценировка В. Фокина, А. Бакши, И. Савельева
Картина болезни в одном действии
Театр п/р О. Табакова
Премьера – 20 января 1998 г.
Роль: Саша

Идея, композиция и режиссура: В. Фокин
Композитор: А. Бакши
Хореография: Н. Андросов
В главных ролях: Е. Миронов, Е. Германова, А. Смоляков

Жанр спектакля Фокина – история болезни. Пьеса как таковая отсутствовала: сценарная разработка принадлежит самому режиссеру и композитору А. Бакши; диалоги написаны начинающим драматургом И. Савельевым. В главной роли – Евгений Миронов.

Перед зрителями – палата клиники для душевнобольных. И – восприятие действительности не как таковой, а через призму сознания то ли сумасшедшего, то ли гениального художника. Мир людей творческих увиден создателями спектакля, как мир всевозможных психических аномалий. Создатели поставили перед собой очень сложную и интересную задачу – поразмыслить о природе таланта с помощью весьма непростых сценических средств. По словам Фокина, "Вспомнились люди, не совсем "здоровые" с точки зрения бытовой логики, но при этом гениальные: Врубель, Федотов, ... Ван Гог. И всегда – Достоевский. ... Кому было бы лучше от того, что все эти большие художники были бы здоровы? ... Болезнь причиняла им массу страданий, но, реализуясь через творчество, все же приносила ... потрясающие результаты. Так что здесь совершенно уместно спросить: а надо ли лечить?" Экспериментальные театральные исследования Фокина в этой области склоняют зрителя к выводу, что лечить Художника не следует.

Сценографом А. Боровским выстроена на подмостках больничная палата-клетка, стены которой – мрачные железные панцири кроватей. На них висят, скрючившись, люди, то молча, то время от времени выкрикивая бессвязные словосочетания: "Ультрамарин!", "Таблетки от стресса!" Здесь перемешаны мучительное буйство больных и меркантильные интересы здоровых, пластическое изящество танцев первых и уверенно-захватническая поступь вторых. В какой-то момент на первый план проглянет тема "Художник, его окружение и презренный металл". В этом коротком действе много пристального внимания уделено уродливой земной болезни, чуть меньше – талантливому и возвышенному творчеству.

(Спектакль снят с репертуара)