ВОСКРЕШЕНИЕ КОТОВА

Газета "Вечерний Брест"
21.04.2010
Катерина Богданова

Предпремьерный показ нового фильма Никиты Михалкова "Утомленные солнцем 2: Предстояние" в Бресте прошел практически в одно время с показом в Кремле – в субботу, 17 апреля. Официальная же премьера назначена на 22 апреля. Это фильм со знакомыми героями, но в ином масштабе, ином времени и ином политическом положении.

Мотивы, по которым Никита Михалков решил воскресить ушедших в безвременье героев, неясны. На самом деле главных действующих лиц могли сыграть люди с любыми фамилиями – с оскароносным "Утомленным солнцем" новая лента не имеет ровным счетом ничего общего. По сценарию первого фильма Котова расстреляли, его жена погибла в сталинских лагерях, а коварный Митя Арсентьев перерезал себе вены. Выжила только дочка Котова Надя. Но в продолжении картины все герои странным образом воскресают из мертвых. Котов все еще в лагере, Маруся, уверенная, что муж погиб, ходит в женах у успешного энкавэдэшника Мити. А Надя с фамилией отчима работает пионервожатой. Своего отца она не забыла и врагом народа не признала. На дворе – июнь 1941 года. Параллельно мы видим год 1943-й, когда Дмитрию Арсентьеву на самом высшем уровне поручают найти своего заклятого врага...

В принципе, все это могло быть. Расстрел в последний момент заменить на пожизненное, самоубийство – понарошку (тем более что прецедент уже имелся – в начале первого фильма), темное прошлое выбелить из истории. Могло. Но почему на протяжении всего фильма так хочется воскликнуть: не верю!

Сюжета как такового в ленте нет, но это не принципиально. Да, показано "масштабное эпическое полотно". А так хотелось другой, неожиданной, но не менее страшной войны. Возможно, это все субъективное. Многие пойдут смотреть картину только потому, что это работа Михалкова. А Михалков – это как бренд, о котором много говорят и как будто бы знают, но так, чтобы распробовать на вкус...

В фильме много нежизненного, напускного и слишком мало деталей. Все столь схематичное, что после просмотра память просто не "цепляет" эпизоды. Вместо фильма мы увидели схему, а хотелось все же законченного произведения. Кто-то скажет: в этом и есть стиль автора. Позвольте возразить. Совершенно непонятна сцена с уничтожением корабля, на котором эвакуировалась Надя. Немецкие самолеты не имели права трогать судно, следовавшее под эгидой Красного Креста. Но один из летчиков решил высунуть наружу свою пятую точку и произвести обстрел совершенно иным, собственным, биоорудием. В итоге нервы одного из раненых не выдержали, и филейная часть немецкого шутника была прострелена. В ответ немцы судно уничтожили. Эта сцена неприятна по своей сути. Единственной спасшейся оказалась Надя, которая ухватилась за плавающую мину. Около суток она плыла по Балтийскому морю, пока не выплыла на берег. И это сомнительно: море холодное, ко всему туман.

Дважды режиссер обращается к теме того, что даже перед лицом смерти многие люди думают не о спасении жизни и души, а о том, как бы приберечь нажитое добро. Ничем хорошим это не заканчивается. И эпизоды были бы очень недурны, если бы прошлись штрихом. Но нам преподнесли их назойливо, "в лоб". А зачем? Навязчиво подан процесс уничтожения деревни немцами. И тут же в противовес вспомнилось, как тонко это показал Элем Климов в фильме "Иди и смотри". Всего лишь секунда – тела расстрелянных крестьян за сараем, – но мы видим масштабы катастрофы.

У Михалкова, на мой взгляд, не получилось ни одного цельного образа, которому можно было бы сопереживать, ненавидеть его или любить. Разве что за малым исключением: Надя Котова, отстаивая имя отца, так некрасиво, совсем не театрально плачет – хоть в этом видишь что-то из жизни. И хотя сегодня уже очевидно, что актрисой Надежда Михалкова, по всей видимости, не станет, образ удался. Если бы не было спорных вопросов по возрасту. В первой части "Утомленных солнцем" Наденьке можно дать лет семь, с натяжкой – девять. Получается, что в 1941 году ей должно быть 13-14. Но видим-то мы взрослую девушку, явно справившую совершеннолетие.

За две недели до показа Никита Михалков вырезал из фильма несколько любовных сцен. Говорит, такая лирика не уместна в кино накануне празднования 65-летия Победы. И это тоже странное решение – в войне не бывает неуместностей, там важна и любовь, и героизм, и предательство. Возможно, мы еще увидим это в очередном, третьем, фильме, который анонсирован на ноябрь. Тем более, что нам уже показали эпизод рождения нового человека. После проката фильма по кинотеатрам ожидается 15-серийная телеверсия. Как-никак, самое дорогое кино в истории российского кинематографа должно хотя бы частично окупить астрономические затраты.

Впрочем, российские блоггеры уже успели вдоволь поглумиться над новым фильмом Никиты Сергеевича – в сети выложено не меньше сотни карикатурных афиш, где высмеивается особенное внимание режиссера к собственной персоне. Например, слоган "Великое кино о великой войне" заменен одним шутником на "Великое кино снова обо мне". Пусть отчасти, но с этим можно согласиться: нужно обладать определенной долей самокритичности, чтобы оставлять главные роли другим артистам, а не себе.