ГЕРОИЗМ БЫЛ ПОТОМ...

Газета "Русский Мир. Украина"
16.05.2010
Максим Сябер

Чтобы сделать вывод о фильме, надо хотя бы его краем глаза посмотреть. Даже если это "Утомленные солнцем 2: Предстояние"...

Еще пару недель назад за подобные высказывания можно было схлопотать на любом форуме или сайте о кино если не бан, то, по крайней мере, целую уйму, мягко говоря, негативных отзывов о себе, своем умственном развитии и т.д.

Но, как говорил Уэс Крейвен – "это всего лишь кино"...

Вообще последняя мода переснимать все старое на новый лад начинает понемногу раздражать. Этот феномен называется не иначе как "кризис жанра". Но где мода – там и наше кино. Как из рога изобилия посыпались "шедевры" советского кино с приставкой "2". "Королева бензоколонки – 2", "Карнавальная ночь – 2", "Ирония судьбы – 2", грядет даже новый "Служебный роман". Не обошла эта участь и почти советских "Утомленных солнцем".

Зачем было снимать это кино – в принципе загадка, т.к. привязки к первой части нет вообще, разве что герои – Котовы да Арсентьев.

Сюжет фильма тоже прост и незамысловат. Бывший комдив Котов, осужденный как враг народа, благополучно отсиживает свой строк. Но тут, откуда не возьмись, его 58 статью меняют на 129. А значит, он уже не враг народа, а всего лишь грабитель... Но отсидеть спокойно Котову не удается, начинается война, в которой единственная цель героя – выжить. Через два года, в 1943-м, товарищ Сталин, узнав, что Арсентьев "пригрел" семью врага народа Котова, дает ему прямое указание – немедленно найти Котова, и, несмотря на пересмотр статьи, привести смертный приговор в действие.

Фильм подан в модном ныне стиле – смешивание времен. То нам показывают Котова в 1941, то Арсентьева в 1943... Но, т.к. в фильме было несколько моментов и с Арсентьевым в 41-м, на экране то и дело появлялась надпись: место, год. Ну, как бы ничего такого, но к началу третьего часа начинает создаваться впечатление, что зрителя держат за идиота и что он банально не может запомнить происходящее в двух сюжетных линиях.

Кстати, о времени. Три часа, а почти столько идет фильм, высидеть за один присест очень тяжело. В принципе, это тоже один из факторов, из-за которых народ не ломился в кинотеатры. Одно дело смотреть фильм дома, на DVD, где можно поставить на паузу, сходить чаю сделать, в кинотеатре же трехчасовой фильм – это просто издевательство над зрителем. И тут рождается первый, но отнюдь не последний вопрос к Михалкову – почему в Канны поехала сокращенная версия фильма? Сокращенная, причем не мало, а на целых полчаса.

Вопрос номер два возникает уже по ходу фильма. При виде живого и здорового экс-комдива Котова, более того, изрядно поправившегося (хорошо, наверно, кормили врага народа), так и хочется спросить: как быть с тем, что ВСЕ главные герои первого фильма погибли? А через десяток лет – все живы и здоровы...

Далее сюжет приобретает все новые и новые ляпы, т.к. состоит из кучи фактически не связанных эпизодов, которые, по задумке скорее не режиссера, а мастера по спец-эффектам, должны были смотреться красиво. Но и красоты, даже с астрономическим бюджетом в 55 миллионов евро (около 80 миллионов долларов), зритель так и не увидел. Вообще, благодаря непрекращающимся бомбежкам и расстрелам, которые были густо приправлены крикам и воплям, создалось впечатление, что не фильм о войне смотришь, а читаешь комикс про супер-героя. Только вот сам супер-герой Котов все время терялся. Самое странное, что именно он не запомнился вообще.

Тут-то как раз и хочется сделать акцент на мелочах. Большинство эпизодов не просто затянуты, они перетянуты настолько, что порою становится откровенно нудно. Фильм снят в довольно жестком стиле, и это понятно. Но порою эпизоды, в которых нужно было проявить жесткость, краткость, резкость – были растянуты до безумия. Самый яркий пример – сцена, когда Арсентьев спалил в машине донос на Надю и сдул пепел за окно. Или момент с разговором Сталина, Берии и того же Арсентьева. И наоборот. Эпизоды, в которые надо было добавить драматизма, как расстрел толпы, которая разбегалась во все стороны, на фоне парящих денег. Зритель готов бы был рыдать навзрыд при сцене с расстрелом цвета Красной армии... Если бы в этой сцене не уделили столько времени самому Котову, которого, к слову, именно после этой сцены стало абсолютно не жалко, по сути, наплевать – будет ли он жить или сгинет где-то в луже грязи.

Впрочем, сцена с кремлевскими курсантами – это отдельный разговор. Именно она характеризует главную идею фильма (по крайней мере, мне она таковой показалась), что люди лишь пушечное мясо. Когда 240 мальчишек присылают на линию фронта с установкой атаковать, притом, что единственное, о чем думает штаб – как бы сдержать оборону. И слова умирающего лейтенанта: "240 детей, мальчишек под танки, под пули... За 15 минут... Там вообще в Кремле понимают, как воевать, как их бить?..". Сцена действительно впечатлила бы, если б супер-герой Котов, которого в этой сцене танком переехало (!!!), не остался жив. Вообще фильм не претендует на историческую достоверность. Это признавал и сам Михалков. И именно до этого эпизода можно было ему простить и концлагеря на границе, и штрафников в 41-м... Но неужели нельзя было тогда оставить хоть пару парней, этих несчастных мальчишек, живыми? И когда Котов вылез из под слоя земли целый и невредимый, и, что самое, как не странно, смешное, в живых остаются именно его друзья, на язык начинают лезть самые грубые матерные выражения.

Эта сцена, между прочем, показывает еще один ляп, причем, как по мне, самый глупый. Капитан курсантов рапортует: все как один ростом в 183 сантиметра. Неужели не один из съемочной группы не додумался, что если все курсанты одного роста, то и актеры должны быть хотя бы, если не одного, то почти одинакового роста? Выстроившись же в ряд по стойке смирно курсанты показали, что они не то что не одного роста, в одном эпизоде было видно, как один из курсантов ниже другого почти на голову.

Вообще в фильме много именно глупого, как то, снаряд, который протаранил купол церкви и не взорвал Нео русского кинематографа, потому что зацепился за люстру... как Надя плавала на морской бомбе... как прячутся от бомбежки на крыше (!!!) беглецы... как каким-то странным образом обгорел танкист, при том что форма на нем была цела и невредима... Все это, а не тяжелое восприятие военных реалий, которые были показаны на должном уровне, вызвали отторжение у зрителя.

Впрочем, фильм критиковали еще за то, что многим не хотелось видеть, КАК их деды и прадеды погибают на этой войне. Они просто не хотели верить, что свои же могли взорвать мост с мирными жителями, что свои же могли стрелять в своих, что была паника... Но задайте сами себе вопрос: если бы все было именно так, как Вы думаете, немцы дошли бы до Москвы? Конечно, нет. Именно хаос породил тот, почти удавшийся у немцев, блицкриг. Ведь люди были в шоке, все знали, что война будет, но никто не знал, как к ней подготовится и как это вообще – воевать. Уверен, что были и паники сродни той, что была у моста, и были командиры, которые принимали тяжелые решения, как взорвать мост, зная, что при этом будут линчеваны на месте, и дети, умершие по чьему-то глупому приказу.

Что у Михалкова получилось – так это показать весь тот ужас войны. И главное, за что был осужден режиссер – он показал, что немцы тоже люди. У них тоже есть чувства и эмоции (хотя прямое неподчинение приказу – кажется глупым и сомнительным). Они тоже могут не хотеть убивать наших солдат... Советские же граждане, в свою очередь, могут наплевать на девочку, которая стучится в дом и просит о помощи...

В любом случае, фильм не так ущербен, как его хотят нам преподнести друзья-блоггеры. И садиться смотреть его надо с абсолютно четким пониманием того, что сейчас покажут отнюдь не то, что хочется увидеть. Тут нет бравых советских солдат, которые с 41-го года победоносной поступью шли на Берлин, тут нет энтузиастов, которые с криком "За Родину! За Сталина!" бросятся в бой, тут нет даже жестоких и злобных НКВДистов, которые всегда не в настроении и готовы просто так расстреливать людей... Тут есть только перепуганные люди, которые думают если не только о себе, то максимум о своих семьях, тут есть растерявшееся командование, которое хаотично раздает приказы, тут есть юные идеалисты, которые с ружьем в руках идут на верную смерть... И фашисты, которым самим осточертела война и которые порою сами не могут понять, что творят их однополчане... Одним словом – тут есть все, о чем все давным-давно знали, но боялись сказать...

Это фильм не о Великой войне, а о войне глупой и бездарной. И это, к несчастью, отнюдь не великий фильм...

P.S. Я специально обошел тему актерского состава. Пусть каждый судит так, как знает. Но как по мне, постоянно всплывающие знакомые лица русских звезд, которые, впрочем так же быстро и пропадают ввиду гибели персонажа, под конец фильма начали только раздражать. Также хочется отметить игру Евгения Миронова, она была действительно великолепна. Неплохо смотрелись и Дюжев с Мерзликиным... Остальные? Остальных я просто не запомнил

Вердикт: Смотреть можно, правда, если попадется, то в сокращенном варианте. Много всего лишнего. Много глупостей. И без Котова с Арсентьевым фильм смотрелся бы намного интереснее.