"ВОЙНА – СОВСЕМ НЕ ФЕЙЕРВЕРК, А ПРОСТО – ТРУДНАЯ РАБОТА"

d-fakti.lv
30.04.2010
Альбина Давыденко

В даугавпилсском кинотеатре Silver screen идет фильм Никиты Михалкова "Утомленные солнцем 2. Предстояние". Разговоров и споров вокруг этого произведения одного из очень известных и признанных российских режиссеров – огромное количество. Яростные споры о фильме начались достаточно давно, с момента заявления Михалкова о своем решении сделать продолжение фильма "Утомленные солнцем".

Сегодня, когда картина создана и вышла в широкий прокат, споры вокруг нее возросли в разы и по накалу эмоций, и по количеству вовлеченных в дискуссию лиц. Но это – в России, а у нас все тихо, видимо, не до культурологических дебатов народу. Вот и в кинозале смотрят этот фильм немногие зрители, что очень жаль.

Администрация кинотеатра организовала выставку, посвященную 65-летию Победы, получившуюся довольно интересной. Здесь и образцы оружия, предоставленные местными коллекционерами Э. Завадским и Ю. Бобовичем, и фото боевых наград Великой Отечественной войны, и, главное, "Стена памяти", на которой любой горожанин может поместить фотографии своих воевавших родственников. Но, вероятно, люди плохо информированы о такой возможности, потому что фотографий мало, хотя директор кинотеатра Иван Тарвид обещает все фото сохранить и после окончания выставки вернуть владельцам.

Зрители перед сеансом внимательно рассматривают экспонаты, останавливаются около артиллерийской пушки, кажущейся почти игрушечной. Как такой воевать против танков? Ответ – в новом фильме Никиты Михалкова, и не только на этот вопрос, но и на многие другие, которые мы в нашей мирной жизни и не задаем.

Конечно, пересказывать фильм – дело неблагодарное, а этот – в особенности. "Предстояние" – фильм страшный, кровавый и жестокий. Но не более чем сама жизнь. В одном из интервью о нем Никита Сергеевич сказал, что сценарист и режиссер ничего не придумывали от себя – все нашли в архивах, в воспоминаниях людей о той войне. А ведь она была у каждого своя, как крошечный кусочек мозаики, из которой собирается большая картина. Общим было только чудовищное, нечеловеческое напряжение всех сил.

"Война – совсем не фейерверк, а просто трудная работа, когда черна от пота, вверх скользит по пахоте пехота", – писал фронтовой поэт, погибший на войне, Михаил Кульчицкий. Казалось бы, сохранить себя человеком в этом кромешном ужасе невозможно. А ведь наши деды и прадеды сумели: и людьми остаться смогли, и победителями стали. Вопреки всем расчетам и прогнозам врага, вопреки глупости и близорукости власти собственной страны, вопреки всему – они победили.

Цена победы – миллионы жизней, принесенных в жертву кровавому Молоху войны. За всю историю существования человечества ему не приносили столько человеческой крови, столько человечьего мяса, столько молодых душ и жизней. Михалков показывает, КАК это было. В некоторые мгновенья я просто зажмуривалась и вжималась в кресло – не могла смотреть. Но даже снимая эти страшные сцены, Михалков все-таки остался мастером: нет ни одного кадра жестокости ради жестокости. Все работает на главную идею. Кстати, ее режиссер тоже озвучил на этапе создания фильма. Он сказал, что хотел бы, чтобы зрители, посмотрев фильм, вышли на улицу и сказали: "Господи, какое же счастье эта наша жизнь без войны!" По-моему, эту задачу создатель фильма выполнил.

Не знаю, как другие, а я, выйдя на улицу и вдохнув еще холодный, но такой пьянящий весенний воздух, посмотрела в темное небо, усыпанное частыми звездами, и подумала, что нам, тем, кто вырос, не зная бомбежек, голода и смерти, невероятно повезло родиться спустя десятилетия после той войны. И что это удивительное наше счастье оплачено жизнями наших предков.

Мне вспомнилась моя бабушка, которая уже в первые месяцы войны осталась юной вдовой с двумя малолетними детьми и престарелыми родителями. Правда, город, где они жили, не был оккупирован, но здесь, в тылу, люди работали для фронта. Работали сутками, не выходя с военных заводов, без выходных, больничных и отпусков. А большую часть зарплаты отдавали государству для нужд фронта. Жили впроголодь, получая по карточкам хлеб, крупу. И так – всю войну и даже после нее какое-то время. Она мне иногда рассказывала про свою войну. И всегда старалась пресечь нытье кого бы то ни было на тему "плохой жизни". Она всегда говорила, что сейчас жизнь не может быть плохой уже потому, что нет войны, а хлеб в магазине – любой, настоящий и без всяких карточек.

Вот и фильм Михалкова – это попытка встряхнуть наши обленившиеся души суровым напоминанием о войне, о ценности жизни, о добре и зле, о подвиге и подлости. Кто-то считает, что режиссер слишком увлекся жестокостью войны в ущерб любовной теме, которая в этом фильме почти сведена на нет, кто-то обвиняет его в стремлении стать единственным пророком в своем Отечестве. А люди, пережившие войну, принимают этот фильм очень близко к сердцу. Жаль, я не могу спросить о нем у своей бабушки, хотя кино она любила и разбиралась в нем прилично, – ее давно уже нет на свете. Она умерла совсем не старой женщиной – аукнулись чудовищные перегрузки военных лет, ставшие непосильным бременем для сердца...