НЕЗАКОНЧЕННЫЙ СБОРНИК ВОЕННЫХ РАССКАЗОВ О ПРИКЛЮЧЕНИЯХ КОМДИВА КОТОВА И ЧЛЕНОВ ЕГО СЕМЬИ НА ФОНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ

afisha.uz
26.04.2010
Кирилл Токарев

Перед самым началом Отечественной войны усатому комдиву Котову (Никита Михалков), которого по ночам преследуют кошмары с участием сладкоежки Сталина, меняют расстрельную статью на более мягкий приговор, благодаря чему он избегает смерти от рук красных комиссаров и начинает сражаться с немцами в составе штрафбата. Тем временем Митя (Олег Меньшиков), переживший неудачную попытку самоубийства, живет с бывшей женой репрессированного военного Марусей (Виктория Толстоганова) и его дочкой (Надежда Михалкова), хотя особенного душевного спокойствия семейство ему не принесло. Он получает ответственное задание найти Котова и "разобраться", каким образом этому человеку удалось спастись. На фоне конфликта двух мужчин разворачивается Вторая Мировая с бомбами, трупами кремлевских курсантов и светящимися иконами.

Нельзя не признать, что сама идея создания продолжения для вполне законченной и блестяще рассказанной истории кажется несколько нелепой. Не легче ли было начать все с чистого листа и представить нам новых персонажей в другой жизненной ситуации? Здесь Михалков явно понадеялся на знакомый бренд, который знают не только у нас, но и на Западе. С оригинальной картиной сиквел имеет весьма отдаленную связь. Эти проекты отличаются по настроению, структуре, тематике. Верить в то, что "Предстояние" получит что-то в Каннах или на "Оскарах", было бы верхом самоуверенности. Это проект совершенно другого уровня. В одном из своих интервью режиссер признавался, что хотел сделать своеобразный ответ "Спасти рядового Райана". В некоторой степени ему это удалось.

Первая часть запланированной дилогии, куда входит "Предстояние" и "Цитадель", представляет собой сумбурный рассказ о приключениях Котова, Мити и череды других второстепенных персонажей. Самые бойкие эпизоды Михалков приберег для себя и дочки. Он бодро бежит из лагеря, служит под руководством старшего лейтенанта Изюмова (Евгений Миронов), который удивительным образом сочетает в себе лютую злость и одесское остроумие, выживает под танком. Она (дочь) принимает крещение от умирающего священника (Сергей Гармаш), прижавшись к морской мине (и это отнюдь не шутка), раздевается перед умирающим солдатом, становится свидетелем немецких нападений на мирных жителей. Папа Михалков играет тихонько, без традиционного удальства, мягко уступая место другим талантам. На старого партнера Меньшикова режиссер не пожалел экранного времени, хотя образ Мити и подрастерял присущую ему многоликость.

В "Утомленных солнцем 2" акценты проставлены гораздо примитивнее. Котов однозначно хороший, Митя – стопроцентно плохой. Креститься – душеспасительно, сжигать сельских жителей в бревенчатых домах – жестоко. Такой детский взгляд на добро и зло, вероятно, стал для режиссера необходимостью: война у него – призма, через которую в человеке можно увидеть только самое главное. Мысль не самая оригинальная, но от этого не менее правдивая.

Смотреть "Предстояние", не обращая внимания на откровенную попсовость и некоторую нелепость, интересно. Это проект не столько киношного размаха, сколько телевизионного. И дело тут не в качестве, которое, как всегда у Михалкова, находится на уровне однозначно более высоком, чем все остальное российское кино, а в самой структуре. Картина заслужила немало сравнений с тарантиновскими "Бесславными ублюдками" (это особенно смешно, учитывая, что в 1994 году именно Тарантино вырвал из рук Михалкова каннскую пальмовую ветвь) из-за своей тематики, однако, если присмотреться внимательней, становится понятно, что фильм больше похож на другое произведение американского режиссера – "Убить Билла". Дело здесь, конечно, не в насилии, а в нелинейном подходе к рассказу. Утомленные солнцем 2 – лишь первая часть, в которой обрывками показывается завязка сюжета. Это незавершенное произведение, а значит, полноценное впечатление о нем можно будет сложить лишь после премьеры второй серии под названием "Цитадель" в ноябре 2010. Именно тогда зритель узнает, найдет ли Митя Котова, что случится с дочкой комдива и откуда у него на правой руке появилась кожаная перчатка с выдвигающимся лезвием.

"Утомленные солнцем 2. Предстояние" не самый плохой фильм во вселенной, но его однозначно нельзя назвать вершиной творчества режиссера, снявшего экранизацию "Обломова". Здесь хватает нелепостей, заигрываний с РПЦ, но в целом это вполне увлекательное, пусть и не всегда вменяемое зрелище. Уверен, что в формате телеверсии смотреть "Предстояние" и "Цитадель" будет намного приятнее.