ВИКТОР ЖИВОЛУБ И РУССКИЙ ФРОНТИР

wafos.net
27.07.2007

Классик российского кинематографа Виктор Живолуб родился 21 ноября 1932 года и пришел в профессию в начале 70-х годов прошлого века. В историю российского кино Виктор Николаевич несомненно войдет как режиссер, давший новое прочтение темы русского фронтира. Неслучайно начало работы Живолуба в кино совпало с выходом на экраны фильма американского режиссера Пенна "Маленький Большой Человек". Этот фильм по праву считается переломным в истории вестерна, привносящим в жанр психологизм, отсутствоваший у картонных персонажей Джона Уэйна и ему подобных. Но если Пенн после своего шедевра вступил в пору затянувшегося творческого кризиса, то Виктору Живолубу его новая психологическая трактовка темы фронтира, напротив, приносила одну творческую удачу за другой. Его фильмы, складывающиеся в пенталогию, показывают нам не событийную канву, как классика советского фронтира "Тринадцать" Михаила Ромма или некоторые серии "Государственной границы". Нет, каждым своим непростым, умным, и в то же время увлекательным фильмом Живолуб раскрывает фронтир как психологическое пограничье, где человек искушается: жить ли ему жизнью пограничника – стража космоса, или врага (диверсанта, контрабандиста, шпиона), сеящего хаос. ...

"Карпатское золото"


Фильм рассказывает о трагических событиях, происходивших в послевоенных Карпатах. Сложная судьба постигла главного героя ленты – молодого лесничего Крапивича, служившего в войсках СС, а потом в ОУН. Конец 40-х. В НКВД поступает шифровка: группа немецких диверсантов ищет карпатское золото. С целью опередить врага чекисты вербуют лесничего. Вместе с чекисткой Ольгой они должны якобы искать место для вырубки леса. На самом деле перед Крапивичем поставлена задача охранять Ольгу, которая собирает информацию о действиях немецкой группы диверсантов, оставляемую в тайниках отрядом преследования, и ищет золото... В фильме взошла актерская звезда Евгения Миронова.

"Карпатское золото" стало последним фильмом из серии о русском фронтире. Спустя год русский фронтир сьежился, как шагреневая кожа, а фильмы Живолуба исчезли из наших кинотеатров. Но новое время – время возрождения России – принесло сразу две хорошие новости. В прошлом году возродилась премия ФСБ в области литературы и кино, а новый фильм режиссера Живолуба был включен в творческий план студии Горького. Как следует из пресс-релиза самой киностудии, фильм с рабочим названием "Встретимся на границе" раскажет "о работе российских пограничников и таможни с наркобизнесом".