РУССКИЕ – В ГОЛЛИВУДЕ. А У СЕБЯ ДОМА?

Газета "Культура" №44
26.11-02.12.1998
Эльга Лындина

... "Жена керосинщика" – нечто вроде философской притчи, вырастающей из криминального сюжета, из поединка братьев-близнецов, в том числе и любовного, из мрачных режиссерских фантазий. Балуев играл обоих братьев, тогда их критики обычно сравнивали с Авелем и Каином, потому что один из близнецов становился жертвой другого. Но, на мой взгляд, Балуев в чистом виде ни убийцу Каина, ни жертву его Авеля не играл. То был один человек в контрастных его проявлениях и взаимоотношениях с миром.

Один из близнецов Удальцовых – председатель горсовета в небольшом российском городке, сильно запутавшийся в криминале. Второй Удальцов, отсидевший в тюрьме из-за того, что взял на себя вину брата, а затем тем же братом выброшенный на обочину, – все это одна расколотая надвое душа. Расколотая необязательно тем конкретным временем, когда происходят экранные события: 1953 год, конец сталинской эпохи. С тех пор прошло почти десять лет. Стало ясно, что люди от века существуют в острейшем драматическом диалоге с самими собою. Одним из первых Балуев это почувствовал на экране, соединяя братьев Удальцовых – в Удальцова, имеющего прямые корни в русской классике. ...