"ЖЕНА КЕРОСИНЩИКА"

goldfishstudio.ru

1953-й год. В маленький городок Бонявск, что в Восточной Пруссии, приезжает следователь-литовец Петравичус, чтоб распутать дело о вымогательстве. В роли подозреваемого – председатель Горисполкома Сергей Удальцов, чья история вхождения во властные структуры таинственна и туманна. В прошедшем Удальцов и его брат-близнец Павел были медиками. Но после истории с загадочной подменой крови во время операции и последующей погибели невинного младенца судьбы братьев кардинально разошлись.

Взявший на себя вину Павел долгие годы отбывал наказание, а когда возвратился, стал работать в городе керосинщиком . В то время как Сергей сделал завидную карьеру и вышел в городские начальники. Но разгадка детективной интриги происходит без прямого роли сыщика, так как криминальная история тут только фон, а связи меж героями развиваются на другом, символическом уровне. Конкретно он описывает смысловое поле данной абсурдистско-сюрреалистической притчи, очень необыкновенной, если не сказать рисковой, интерпретации мифа о Каине и Авеле.

В собственном втором полнометражном кинофильме и первом, снятом по собственному сценарию (до этого были экранизации Борхеса и Толстого), Александр Кайдановский сознательно принижает значимость символических аллюзий, насмехается над ними, а то и отважно направляет в фарс, соединяя, казалось бы, несовместимое – травестию и рефлексию на тему авторского кино. Тут не просто переиначиваются, но еще и пародируются стили русских классиков: поэтическая образность "Ностальгии" Тарковского, гиперреализм германовского "Ивана Лапшина", условность "Покаяния" Абуладзе.

Кайдановский насыщает кинофильм массой эксцентрических аттракционов. Тут есть кормление младенца женской грудью, невесть откуда взявшейся у керосинщика; гротесковое раздувание лица (будто воздушного шарика) у второго Удальцова; заблудившиеся ангелы, заговорившая по-немецки щука. Череда этих аллегорических, а часто еще и откровенно гиньольных трюков, как будто позаимствованных у анатомического театра, предположительно обязана стать универсальным ключом к постижению некоей исторической истины.

Сохраняя внешние приметы стилей и эпох (достаточно сказать, что съемки проходили в Кенигсберге/Калининграде, состоящем из обломков различных цивилизаций сo страшного вида монументами и еще нестертыми германскими надписями), режиссер кардинально меняет их сущность, совмещая несколько времен и историй в одном кинофильме. Фантазмы прошедшего складываются из не постоянно стыкующихся фрагментов разных культур, образуя экстравагантный диссонанс. В совокупности все это выводит кинофильм из привычного контекста (причем не лишь русского кино), размещая его за пределами социальной логики.

Кинофильм, к слову сказать, премировали на самом неродном нам (в том смысле, что наше кино там совсем редко отмечается) кинофестивале в Авориазе.

Кайдановский после "Жены керосинщика" ничего больше не успел поставить. А жаль, у него совсем необыкновенный комический дар и классное чувство стиля. Так ловко пройтись по всем нашим мэтрам в одном кинофильме никому не удавалось ни до, ни после. К огорчению, он сам не возникает в кинофильме, хотя бы в камео, а ограничивается только закадровым озвучиванием. Но зато в совсем забавной роли любовника можно узреть совершенно еще молодого Евгения Миронова.

Если вы любите экзерсисы авторского кино и считаете их "главным в искусстве", то последний кинофильм "Сталкера всех времен и народов" вам, наверное, должен приглянуться.