РЕТРО-ДРАМА

kinanet.livejournal.com
Сергей Кудрявцев

Судя по первой реакции американских комментаторов, мало кто из них ожидал, что "Оскар" за 1994 год среди иноязычных лент достанется российскому фильму "Утомленные солнцем". Но справедливости ради надо заметить, что он сносно для европейской картины прошел в прокате США ($2,5 млн.), хотя, например, другой оскаровский лауреат "Индокитай", обыгравший в 1992 году михалковскую "Ургу", собрал в два с лишним раза больше. Многих также занимал вопрос о воздаянии Никите Михалкову по заслугам после того, как он был якобы намеренно обижен во время раздачи наград на Каннском фестивале, когда "Золотая пальмовая ветвь" уплыла к "американскому кинобастарду" Квентину Тарантино, который в "Криминальном чтиве" разделался со всеми традициями и канонами, став несомненной альтернативой всем, кто тяготеет к духовности и проповедничеству в кино. Теперь с дистанции времени можно убедиться, что Американская киноакадемия, наверно, в меньшей степени помышляла о тайной дипломатии или о наибольшем соответствии "Утомленных солнцем" из всех номинантов голливудскому Большому Стилю.

Думается, что эта работа Михалкова в восприятии иностранцев напрямую связывалась не столько с "Неоконченной пьесой для механического пианино", вероятно, его лучшей картиной, а тоже с чеховской (но в явно экспортном исполнении) лентой "Очи черные". Знаменательно, что как раз за роль в ней был соискателем "Оскара" за 1986 год актер Марчелло Мастроянни. Великолепно переданная в "Утомленных солнцем" атмосфера будто безмятежной дачной жизни в июне 1936 года, в канун сталинских репрессий, не могла вызвать заграницей въедливых сомнений по поводу отдельных фактических неточностей (звучащие в фильме песни Исаака Дунаевского "Эй, вратарь, готовься к бою" и "Широка страна моя родная" еще не существовали в тот момент) и более важных смысловых аберраций. Не очень-то верится в абсолютную безвинность комдива Котова, участника гражданской войны, который не может также не знать о том, что его судьба предрешена – тогда зачем весь притворный спектакль обитателей подмосковной дачи?! Истинно наивными и доверчивыми среди них следует считать только двух отлично (непосредственно и естественно) сыгранных героев – маленькую дочь Котова (Надя Михалкова) да пьяненького приживалу (Владимир Ильин), похожего на Вафлю из "Дяди Вани". Однако завораживающий режиссерский талант подобен эффекту шаровой молнии – и ослепленные ("опаленные солнцем" – таково международное название картины) зрители не замечают неэтичных поблажек и допусков авторов.