"УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ"

kino-teatr.ru
Александр Федоров

Оттесненный на второе место на Каннском фестивале пародийно-"пофигистской" картиной Квентина Тарантино "Криминальное чтиво", фильм Никиты Михалкова "Утомленные солнцем", на мой взгляд, вполне заслуженно получил своего "Оскара".

Этот фильм заставляет вспомнить лучшие работы Михалкова, прежде всего – "Неоконченную пьесу для механического пианино" (экранизацию ранней пьесы А.П. Чехова). Атмосфера импровизации, изобразительное решение, наполненное игрой света и цвета, тщательно продуманный, объемный в полном смысле этого слова звуковой ряд, – все это в качестве "фирменного знака" михалковской режиссуры делает просмотр картины истинным наслаждением для киноманов.

Российская пресса неоднозначно встретила эту работу Михалкова. Вместе с восторженными откликами опубликованы и мнения критиков, посчитавших "Утомленных солнцем" конъюнктурным (тема сталинского террора) и старомодным по киноязыку произведением. Мне лично фильм кажется не старомодным, а последовательно жанровым – в плане синтеза психологической драмы и комедии.

Что же касается конъюнктуры, то в отличие от множества своих коллег, поспешивших еще на стадии ранней горбачевской перестройки "отстреляться" черной серией фильмов о Сталине, лагерях, массовых убийствах и т.д., Никита Михалков обратился к анализу эпохи сталинизма в момент. когда эта тема в России уже вышла из моды. При этом он не склонен к примитивной позиции обвинителя-разоблачителя: красные – это преступления и подлость, а белые – благородство и подвиг.

Сыгранный самим Михалковым красный командир Котов – человек не только обожженный слепящими лучами революционного солнца, но и искренне поверивший в идею великого и светлого коммунистического будущего. Михалков играет человека сильного, решительного, но наивного, до последнего момента не верящего, что его может коснуться кровавая петля террора.

Однако несмотря на несомненное обаяние игры Михалкова, актерским лидером фильма, бесспорно, стал Олег Меньшиков. Его герой – бывший офицер Белой гвардии – соглашается на сотрудничество с красной контрразведкой, надеясь сохранить свою жизнь и вновь обрести родину. Разыгрывая на даче семьи Котова прежнего Дмитрия – остроумного весельчака, любимца любой компании, персонаж Меньшикова время от времени сбрасывает маску и предстает в своем новом обличье уставшего, обреченного, ненавидящего себя за малодушие человека. О. Меньшиков блестяще сыграл противоречивого и обаятельного героя в каскаде перевоплощений, неповторимой пластики, мимики и жестов. При всем эксцентризме и необычности такого персонажа-перевертыша, история России знала и реальных "Дмитриев" (одним из которых, к сожалению, был и муж поэтессы Марины Цветаевой Сергей Эфрон). Итак, бывший белый становится красным агентом, а красный – "врагом народа". Безжалостная машина сталинизма ломает людские судьбы, а не сумевшие найти общей дороги россияне обречены на взаимную конфронтацию и ненависть. И в том, что так произошло, виноваты и те, и другие...

Быть может, в некоторых эпизодах мысли Михалкова о трагедии нации, выбравшей классовую нетерпимость вместо толерантности и поисков согласия, поданы излишне "густо". Но в целом, "Утомленные солнцем" кажется мне произведением глубоким и неординарным.