"УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ"

celtoslavica.de
Анатолий Ермилов

Эта лента Никиты Михалкова сразу же стала "бестселлером" и у нас в стране, и за ее рубежами. На самом же деле, по мнению автора, перед нами эпохальное явление культуры

По моему мнению, шедевр в искусстве можно сравнить с человеком, стоящим на берегу океана. Каждый плавает в нем в меру своих возможностей: кто у берега, кто подальше, кто в глубине. Но переплыть человеку океан возможно ли?

Мир, который предлагает зрителю автор, предельно прост.

Легкая улыбка, а порой и смех, который так естественен в большом семейном кругу на даче, неподражаемый нежно-чувственный скромный русский пейзаж (оператор В. Калюта), не покидающая зрителя тревога от надвигающейся катастрофы, щемящая жалость к девочке Наде, бегущей к дому и еще не знающей, что дома этого больше нет... Не это ли у Пушкина: жалость, смех и ужас – хозяева человеческой души?

Актерские работы, от запредельно естественной 6-летней Нади Михалковой до исполнителей эпизодических ролей, прекрасны. Мы не говорим уж о блистательном дуэте Олег Меньшиков-Никита Михалков, но не можем не упомянуть Ингеборгу Дапкунайте с ее трагически надломленной тайной актерского обаяния. Все это и еще многое другое выстроено зрелой рукой художника и называется им самим сухо, почти телеграфно, "атмосферой долгого счастливого дня девочки, в конце которого уводят отца".

Можно найти в картине массу недостатков, но недостатки в искусстве крупного мастера одновременно и достоинства, суть творческой манеры мастера. Помните – замечательный наш писатель Иван Бунин мечтал отредактировать и переписать "Анну Каренину" Льва Толстого?

Эпизод с висящим между Солнцем и Землей портретом Сталина, прицепленного к воздушному шару, бескрайнее поле в желтой пшенице, бегущая светлая девочка и черная машина со шлейфом пыли за собой – почти полифонический образ мира с его радостями и его страданиями. Без нажима, без киномонтажной скороговорки, на бесконечном общем плане Михалков предлагает зрителю добровольный выбор его душе. И разве не в такие мгновения разрывается человеческое сердце!

У человека от Бога только одно: божественное право выбора между Добром и Злом. И тот самый эпизод не только о 30-х годах в Советском Союзе, он о том, что с человеком и миром было и будет во все времена.

И не символично ли еще одно? Когда-то давно, мальчиком, Никита Михалков впервые встал перед кинокамерой и сыграл крошечный эпизод в большом "настоящем" фильме. Он назывался "Солнце светит всем". В 50 лет Никита Михалков снял свою 6-летнюю дочь в великом фильме, который назвал "Утомленные солнцем".