ОДИН В ПОЛЕ ВОИН

Газета "Выбор"
07.05.2010
Сергей Славгородский

... Посмотрев картину, спешу заявить: она производит неизгладимое впечатление, и увидеть ее должны все, от мала до велика. Михалков в очередной раз блестяще доказал, что на сегодня он единственный в стране режиссер, способный вернуть на экран большой стиль. Потраченные деньги видны в каждом кадре: взрыв 130-метрового моста вместе с техникой и людьми, воздушная атака на санитарный паром и его потопление, снятые не хуже, чем в "Титанике", впечатляющие панорамные съемки с высоты бреющего полета, грандиозные декорации. Но этот размах не затмевает здесь индивидуального человеческого фактора. Фильм, лишенный линейного сюжета, распадается на несколько новелл, но каждая из них представляет собой законченный шедевр благодаря гениальной актерской игре. За несколько экранных минут Валентин Гафт, Алексей Петренко, Мария Шукшина, Алексей Панин, Сергей Гармаш, Артур Смольянинов, Александр Адабашьян создают цельные запоминающиеся образы. А в самой сильной по эмоциональному накалу сцене, где необстрелянные кремлевские курсантики вместе с суровыми бойцами штрафбата пытаются отбить атаку немецких танков, подлинные чудеса актерского мастерства показывает Евгений Миронов – исполненный им монолог пробирает так, что мурашки по коже. На этом фоне исполнители главных ролей Никита Михалков, Олег Меньшиков и Надя Михалкова ведут себя со скромным достоинством, не перетягивая одеяло на себя. Главным героем фильма, таким образом, становится весь народ – не отдельные харизматические личности в командирской форме, а обычные рядовые, то самое "пушечное мясо", которое в первые месяцы войны было безжалостно брошено в кровавую мясорубку. Соответственно, и сам фильм "Предстояние" – не о радужной победе, а о том, какой ценой далось приближение к ней. А потому вполне оправданны здесь и жестокий натурализм, и маты, и грязь, и оторванные конечности – ведь в реальности все выглядело еще страшнее. ...