НИКИТА МИХАЛКОВ ВЗЯЛ-ТАКИ КРЕМЛЬ

Газета "Собеседник" №14
20.04.2010
Константин Баканов, Ольга Сабурова

... Было бы несправедливо сказать, что Михалков – плохой режиссер. Но если его первые "Утомленные" действительно гениально передавали атмосферу предвоенных лет, то продолжение образца 2010 года можно отнести не более чем к добротным фильмам о войне. Картина берет за душу, выжимает слезу, периодически шокирует и заставляет задуматься. И мы всем нашим товариществом, несомненно, будем болеть за нее во время фестиваля в капиталистических Каннах. Но не покидает ощущение, что все это где-то кто-то уже снимал, причем в широком диапазоне – от продукции "Беларусьфильма" советского образца до буржуазного "Терминатора" (рука Котова-Михалкова зачем-то "оборудована" железными ножами вместо пальцев).

Новые для военного кино элементы вряд ли можно отнести к достижениям: мат в исполнении Сталина (которого сыграл Максим Суханов), воздушная дефекация немецкого летчика на советскую баржу, эвакуирующую пионерский лагерь, и много человеческого мяса на полях сражений. Герой Никиты Михалкова остается живее всех живых. Кстати, как и в любом незапланированном сиквеле, умерших в первой части персонажей пришлось воскрешать: режиссер оживил себя, жену своего героя и Митю – Олега Меньшикова, который, как мы помним, вскрыл себе вены в ванне. Жену Котова играет уже не Ингеборга Дапкунайте, а Виктория Толстоганова. Вопросы о том, почему от ее услуг отказались, Ингеборга переадресует Михалкову, который уверяет, что актриса была слишком занята на других съемках. По слухам, стороны банально не сошлись в размерах гонорара. ...