ЧЕЛОВЕЧЕК С КАМЕРОЙ, ИЛИ "УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ 2"

webkamerton.ru
19.05.2010
Дмитрий Седов

... Совершенно очевидно, что в процессе создания фильма Никита Сергеевич себя со зрителем не ассоциировал. Он стоял в сторонке, рассматривал зрителя как объект воздействия и "грузил" съемочную площадку своими выдумками, которые сегодня принято называть "приколами".

Понятно также, что фильм строился и в расчете на восприятие жюри в Каннах. Там, конечно, – люди особые, возросшие на голливудских стандартах, так что и Михалкову приходиться под них гнуться. Однако голливудский стандарт – работа очень высокого класса, опирающаяся не только на деньги. А вот с высоким классом у нас плоховато. Фильм об американской войне во Вьетнаме "Апокалипсис сегодня" – журавль в небе в сравнении с михалковской синичкой в кулаке. Там все – художественная выдумка, поднятая до уровня правды. А у Михалкова все вроде бы правда, но опущенная до уровня выдумки. Если он породил массовое недоверие зрителя к своей картине (об этом говорит подавляющее большинство откликов) – значит, он бросил тень и на правду о войне. За это придется отвечать самым жестоким для художника образом – признанием своей творческой несостоятельности. Пока Никита Сергеевич этого делать не собирается. Только от него ли одного это зависит?

Обидно, но творцов внутренне независимых сегодня в нашем кино либо просто нет, либо они копошатся где-то у подножий этого Эвереста.

Вообще такой продукт, как "УС2", станет для российского кинозрителя прощанием с режиссером Никитой Михалковым. А ведь совсем недавно у него была большая аудитория. Большая – из-за того, что, как его поклонникам казалось, Михалков последовательно представлял патриотическую, национально ориентированную позицию в кино. Хотя внимательный кинозритель уже в "Сибирском цирюльнике" увидел приближение Голливуда.

В "УС2" на нас "наехал" не только кондовый Голливуд, но и невыносимо приторная клюква, рожденная михалковской псевдо-патриотической фантазией. Никита Сергеевич может все что угодно говорить о "горах переработанных материалов", но фильм слеплен так неубедительно по фабуле, по логике драматургии, по художественным обобщениям и по "находкам режиссера", что, выйдя из кинозала, хочется первым делом плюнуть и сказать: "Навыдумывал, барчук, семь верст до небес, аж противно".

Не надо думать, что "Утомленные солнцем 2" – случайная неудача Никиты Михалкова. По своей генной памяти – это "золотой" советский мальчик, проживший легкую, беспечную жизнь в то время, как его ровесники-студенты, дети инвалидов и тех, кто не вернулись с войны, разгружали по ночам вагоны, чтобы заработать на тощий студенческий харч, и учились любви к жизни в стройотрядах. Поэтому и отношение к творчеству у него совсем не такое, как к разгрузке вагонов (7 рублей на нос за 60 тонн цемента). Оно легкое, фантазийное и... безответственное. Правда, сын Юрия Германа тоже не бедствовал в юности, но к кинотворчеству относится иначе. Таким уж вырос – и не в последнюю очередь под влиянием отца.

Очевидно одно: Никита Михалкова на роль патриотического оракула не подошел. Его фильм отвергнут зрителем на уровне инстинкта. Слава Богу, в народной памяти жив мучительный стон войны, который очень далек от "сисек" на фоне Сталинградской битвы и "калометания" немецких асов. Это свойство народной памяти настолько глубоко, что его не отменить пошловатыми выдумками кинодельца. Никита Михалков, наверное, еще сам не понимает, какую трещину между ним и его зрителем произвел этот "шедевр". Но скоро поймет. И даже возможная (?) премия в Каннах ничего не изменит в отношении русского человека к никито-михалковскому методу "патриотического повествования", потому что этот метод идиотских выдумок унижает величие героической народной правды.

Вот и думаешь: а что, если нашему Президенту изменить наводку зрения и вместо семейства Михалковых выделить иных, более ответственных художников? Почему бы, например, не того же Алексея Германа-старшего? Уверен: получи этот режиссер такое "правительственное задание", какое получил наш Никита Сергеевич, да под такие деньги, он бы сделал не "клюкву", а настоящий фильм о Великой Отечественной войне.