ШОК – ЭТО ПО-НАШЕМУ

"Русский Newsweek" №11
20-26.03.2006
Юрий Гладильщиков

Триллер (и близкие ему чиллер, хоррор и др.), безусловно, самый редкий жанр в советском и российском кинематографе. Интересно, что попытки сделать отечественный триллер, как правило, возникали тогда, когда появлялся намек на обновление нашего кино. Жанр, однако, в российском случае оказался мстительным. Четыре режиссера из шести, снявшие пять знаковых триллеров, о которых мы напоминаем (Кропачев – Тепцов – Харитонов – Винокуров), по загадочным обстоятельствам, больше не сделали – или, в некоторых случаях, пока не сделали – в кино ничего принципиально интересного. Впрочем, есть и исключения: режиссер Николай Лебедев вполне успешен, после двух триллеров ("Змеиный источник" и "Поклонник") соорудил военно-героическую "Звезду" и теперь делает фэнтези "Волкодав". ...

"Змеиный источник" Николая Лебедева (1997)


Еще один продукт "проекта малобюджетного кино студии Горького", запомнившийся отрицательной ролью Евгения Миронова (который теперь решил, что таких должно быть больше – скоро выйдет "Охота на Пиранью") и дебютом – тогда 19-летней – Екатерины Гусевой. Нечастый отечественный триллер (про маньяка, который охотится на девушек в провинциальном городке), сделанный более или менее по правилам – и сюжетным, и ритмическим. В момент выхода критика восторженно уподобляла "Змеиный источник" фильмам Уэса Крейвена и Дарио Ардженто. Вдохновляло уже то, что темные коридоры нашей средней школы способны внушать на экране неменьший ужас, чем ночные закоулки американского университетского кампуса (в которых пали от окровавленного ножа многие киноперсонажи).