СКАЗКИ ДЛЯ РЕЖИССЕРОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Газета "Коммерсантъ" №202
22.11.1997
Лидия Маслова

И дешевое кино может быть неплохим

24 ноября в Москве в кинотеатре "Художественный" и в киноцентре "Ленинград" в Санкт-Петербурге завершается фестиваль "Новое российское кино – фильмы киностудии имени Горького". На нем были показаны первые фильмы, выпущенные киностудией в рамках проекта "Малобюджетное кино".

Идеологи проекта – директор киностудии имени Горького Сергей Ливнев и ее главный редактор Вячеслав Шмыров немного смущаются слова "малобюджетный" (хорошая вещь не может быть дешевой). Однако стесняться тут нечего – разве что недостатка режиссерской изобретательности, которую теоретически должна стимулировать бедность.

"Упырь" Сергея Винокурова, "Мытарь" Олега Фомина и "Змеиный источник" Николая Лебедева демонстрируют и преимущества, и недостатки молодости – как авторов, так и потенциальных зрителей. Особенности этого кино – отсутствие социальной детализации и нравственного пафоса: молодежный герой любит ощущать себя вне общества и морали. Он не превращает свой экзистенциальный выбор в событие общественной значимости – такой последовательный индивидуализм не слишком распространен в отечественных фильмах. Также не принято столь явно отдавать предпочтение вымышленной реальности перед "правдой жизни". Молодые заново открывают то, что давно уже изобретено. Но за вторичностью все же проглядывает индивидуальный почерк, а за робостью – позиция.

"Упырь" и "Мытарь" погружают своего одинокого героя в условное пространство, даже не прикидывающееся реалистическим. ... В "Змеином источнике" не менее одинокая героиня заброшена на крыльях любви в почти декоративный провинциальный городок в стиле Хичкока. Сказочная суть всех трех сюжетов одна – испытание, которое должен пройти центральный персонаж в столкновении со злом: вампирами, мафией, маньяком-убийцей. В двух случаях сказка кончается по правилам: герой уезжает с красной девицей ("Мытарь"), героиня – с красным молодцем ("Змеиный источник"). ... Дебютировавшая в главной роли Екатерина Гусева – актриса привлекательная, но пока без изюминки, которая превращает обычную красавицу в звезду.

Во всех трех картинах угадывается похвальное желание "малобюджетных" авторов противопоставить дорогим визуальным эффектам испытанные приемы психологического воздействия. Настоящий саспенс до сих пор лучше всего получается "по старинке" – с помощью обыкновенного монтажа, звука, света. ... "Змеиный источник" (оператор Сергей Астахов) решен в зеленоватой, "змеиной" цветовой гамме, размытой вкрадчивыми дымами, туманами и тенями. Обилие деталей, взятых "по-хичкоковски" крупно, вроде ключа, который никак не вставляется в замок, создает напряжение, но иногда и отвлекает. Но при всей шероховатости чувствуется: режиссер имеет представление о тех законах, которым повинуется зритель. И в целом первые плоды "малобюджетного" проекта производят благоприятное впечатление: запах сырой глины все же более приятен, чем аромат нафталина.