"ЗМЕИНЫЙ ИСТОЧНИК"

Журнал "Афиша"
01.01.2001
Алексей Васильев

Приехала студентка пединститута Дина (Гусева) на практику в среднерусское захолустье. Думала, вернет своего возлюбленного Алешу (Маховиков), который тут с беременной женой окопался. А попала в настоящий фильм ужасов. Маньяк-убийца душит девушек и не оставляет следов. Кроме тех, которые указывают на Дину. Население точит на нее вилы, следователь не отстает, возлюбленный оказывается тряпкой, а в кустах притаился насильник. Первый секретарь Союза кинематографистов РФ Н.С.Михалков приводил "Змеиный источник" как пример возмутительной бездуховности нового русского кино. Уже за одно это фильм стоило бы посмотреть. Но Михалков зря расстраивался: никакой бездуховности тут нет, а есть задача, которую он сам решал в "Своем среди чужих..." 25 лет назад, – как сделать качественный русский фильм по западной формуле. И не потратиться. Режиссер-дебютант Михалков снял вестерн о Гражданской войне, режиссер-дебютант Лебедев – деревенский триллер. Самое удачное в фильме – это среда. Провинция. Несчастные люди, повязанные общей серой судьбой (а кажется, какой-то тайной порукой). Модель общества – школа-интернат. В роли Бога – всесильная директриса. Все отношения замешены на чувстве вины. Насилие, подавляемое мексиканскими сериалами, то и дело выбулькивает наружу. Выглядит убедительно: где же еще плодиться всякой перверсии, как не среди березок средней полосы. Триллер убеждает несколько меньше. В нем не всегда точно расставлены акценты, и видно, что он выучен по учебнику. Но то, что он есть, важнее его ошибок. Выпускник киноведческого факультета ВГИКа Лебедев не принадлежит к числу тех, кто хочет сказать в кино что-то новое. Наоборот, он хочет хорошо играть по правилам. Кого-то это может разочаровать. Но чтобы наше кино снова наконец заработало, нужно не откровение, а знание правил игры.