ДЕВУШКИ! БОЙТЕСЬ ОТЛИЧНИКОВ!

utro.ru
22.08.2000
Сергей Вовин

От пугалки к социалке – один шаг

Иногда, честное слово, кажется, что в нашем кино начинается подъем. Несколько фильмов, вышедших за последние два-три года, можно назвать вполне приличными, а то и вовсе хорошими. К их числу я отношу и "Змеиный источник".

Посмотрел я его сравнительно недавно по телевизору. В свое время меня активно приглашал на его премьеру актер Сергей Маховиков, сыгравший одну из главных ролей. Но было некогда, да и не очень-то хотелось идти. Два года назад на экран выпустили столько чернухи, что было страшно разочароваться еще раз. Тем более, когда приглашают, надо что-то говорить после просмотра.

И вдруг я понял, что на этот раз ошибся. "Змеиный источник" откровенно порадовал. Добротный, аккуратно выстроенный триллер со всеми необходимыми жанру атрибутами: несчастная девушка, трупы, разгневанная толпа, ночь, давящая тишина, переходящая в крики, и, наконец, маньяк, которого трудно разоблачить до финала. Режиссер удачно поместил все происходящее в рамки одного отдельно взятого провинциального городка российской глубинки, где все друг друга знают и не любят чужих. Порой кажется, что местных жителей вполне устраивает тот факт, что некий маньяк периодически потрошит красивых девушек. К этому привыкли, как в народных сказках привыкают к ежегодной дани – пожертвованию девушек ненасытному дракону или изысканному водяному. И когда в этой глуши появляется новое лицо в образе красивой девушки, общество отталкивает ее, сначала обвиняя во всех своих бедах, а потом и вовсе желая ей гибели.

"Змеиный источник" не ограничивается одними лишь "пугалками", которыми, кстати, отечественное кино нас не так часто и баловало. Кроме "Вия" и "Десяти негритят" трудно вспомнить еще какую-либо страшную историю, рассказанную советскими кинематографистами. Так вот, в "Змеином источнике" звучит и социальная тема, которую некоторые критики посчитали лишней. А зря. Уничижительное влияние на весь город школьной директрисы и тяга к власти ее мерзкого секретаря, бывшего отличника, имеет место не только в таких глухих местечках. Это вечная тема. И, если задуматься, именно такие ситуации и порождают разного рода маньяков. Сей маньяк не стремился к власти над всем миром (как обязательно делал бы это в голливудском варианте), ему достаточно заделаться царьком в своем "Мухосранске", пусть даже невидимым и недоступным. Но тогда его будет бояться и всемогущая директриса, которая единственная ничего и никого не боится. И эта психология совкового вахтера нам ясна, как божий день. На что-то большее режиссер и не претендовал.

В общем, глубинка показана очень правдиво. А если вновь вернуться к "пугалкам", стоит еще раз похвалить создателей фильма. "Змеиный источник" принадлежит к проекту малобюджетного кино студии Горького. Как известно, сам проект с треском провалился. "Змеиный источник" стал лучшим из этой серии. Но я не об этом. Само название проекта говорит о том, что фильм снимался не с голливудским размахом. И все же, на эти скупые крохи режиссер смог пригласить первоклассных актеров, создать атмосферу ужаса, от которой мурашки по телу. Думаю, что американцам было бы стыдно, узнай они о размерах финансирования подобного фильма. Они так работать не умеют.

Снял "Змеиный источник" молодой режиссер Николай Лебедев, доселе работавший на телевидении. В частности, он снял несколько выпусков "Улицы Сезам", где имел дело с настоящим королем детских ужасов Зелибобой.

Директрису сыграла Ольга Остроумова. Она стала чуть ли не самым ярким открытием фильма, ибо раньше если и играла страсть, то только любовную. Гаденького секретаря, отличника и подхалима, сыграл Евгений Миронов. Если бы я раньше не знал, что именно он и является безжалостным убийцей, ни за что бы не догадался. Зато я лишний раз восхитился его актерским гением. Если вспоминать предыдущие работы Миронова в кино, можно только поражаться его диапазоном характеров: влюбленный шалопай ("Любовь"), курчавый гений ("Лимита"), вышколенный лейтенантик ("Утомленные солнцем"). Теперь вот – маньяк. Сергей Маховиков сыграл местного Дон Жуана, из-за которого на главную героиню Дину (Екатерину Гусеву) и сваливаются все несчастья. А еще одним открытием лично для меня стала актриса Елена Анисимова, исполнившая роль тещи Маховикова. Старая хабалка, промышляющая спекуляцией и безумно влюбленная в телесериалы, стала настоящим символом той жизни, в которую окунулась Дина, воплощением местного ханжества и страха перед любым проявлением силы.

Если подобное кино (не в смысле жанра, а в смысле качества) будет набирать обороты, глядишь, и правда умоем Голливуд. Или хотя бы подышим ему в пупок.