ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Журнал "Эксперт" №13
01.04.2002
Елена Слатина

Пока на сцене Центра Мейерхольда молодые театральные силы самоутверждаются в профессии, его директор Валерий Фокин осваивает кинорежиссуру. На днях он показал в Доме кино свой дебютный фильм – "Превращение" по Францу Кафке – и одновременно закрыл свой одноименный театральный проект.

Однако Фокин уже работал в кино. Лет двадцать назад он поставил телефильм "Транзит" с Михаилом Ульяновым и Мариной Нееловой (правда, этот фильм не упоминается в энциклопедиях), а "Превращение" – его первое "большое" кино. Вопрос, будет ли оно единственным, Фокина, похоже, не слишком волнует: к тому, над чем работать, он относится избирательно, поэтому за двадцать лет несколько раз отказывался от предлагаемых ему кинопроектов. "Превращение" оказалось предложением, от которого нельзя отказаться. Тем более, что под проект сразу были выделены деньги – руководству "Норильского никеля" так понравился сатириконовский спектакль, что они решили проинвестировать его киноверсию.

Экранное "Превращение" отличается от сценического прежде всего актерским составом: вместо Константина Райкина – Евгений Миронов, вместо актеров "Сатирикона" – Игорь Кваша, Татьяна Лаврова и Авангард Леонтьев. Конечно, в фильме торжествует "система Станиславского", но в том-то и прелесть фокинской режиссуры, что, располагая почти безграничными возможностями кино, он ими не пользуется. Он не превращает Миронова в насекомое-многоножку, а оставляет актеру человеческое обличье, забирая только человеческий облик. Чудовищную драму, произошедшую в семье Грегора Замзы, не могут передать компьютеры, только глаза, только переживания, которые, кстати, в фильме Фокина совсем не театральны.

Кино сделало эту историю более жестокой – в нем превращения, которые происходят с Грегором и его семьей, вырываются из замкнутого пространства на общественный уровень. Хотя, конечно, никаких дидактических целей Фокин не преследует. Он, скорее, увлекается красотой кадра и потому экранизирует не только "домашние" сцены, но и воспоминания превратившегося героя – вот его почти удавшийся роман с продавщицей шляпок (юная красавица элегантно кокетничает среди причудливых шляп в белой дымке), вот Грегор думает о возможности скорой смерти (Евгений Миронов мечется по кладбищу и находит свою могилу – вокруг дождь, ветер и яркая зелень), а вот Замза бежит домой по узким улочкам старой Праги, которую вот-вот смоет сумасшедший ливень. Для оператора Игоря Клебанова "Превращение" – пожалуй, лучшая работа, гораздо более изобретательная, чем "Научная секция пилотов", за которую он получил "Нику".

"Превращение" – фильм очень камерный, он вряд ли принесет инвесторам какие-то дивиденды, разве что несколько одобрительных рецензий и, может быть, фестивальных призов. Фокин же, к сожалению, продолжать свою кинокарьеру не стремится. Разве что экранизировать "Приговор" и "В поселении осужденных" – новеллы, которые вместе с "Превращением" Кафка объединял в цикл "Кары". Но это не более чем желание режиссера. Денег пока никто не предложил.