МУХИ ОТДЕЛЬНО, КОТЛЕТЫ ОТДЕЛЬНО

Журнал "Искусство кино" №06
06.2003
Наталья Сиривля

Гатчина-2003

...
Проблема диалога, точнее, перевода слов в зрительно-телесные образы, актуальна и в связи с "Превращением" В. Фокина. Этот фильм недаром получил главный приз на фестивале, где тон в работе жюри задавали литераторы и литературоведы. Картина, в которой замечательный Е. Миронов в роли коммивояжера, вдруг превратившегося в насекомое, самоотверженно сучит конечностями и ползает на фоне декораций, отчужденно, "по-магритовски" снятых И. Клебановым, конгениальна рассказу Кафки, ибо страдания существа, утратившего человеческую анатомию, но сохранившего человеческую рефлексию, там описаны как именно физиологическая катастрофа. Но этот прием до такой степени некинематографичен, что фильм кажется тщательно выполненным, но по большому счету бессмысленным лабораторным экспериментом, существующим за гранью норм собственно кинематографического языка. ...