МИРОНОВ, КОНЧАЛОВСКИЙ И ТУШОНКА

bestkirov.ru
21.04.2005

Для тех, кто не отлипал от телевизора, когда шли "Бригада" и "Антикиллер", кто одним из первых уже посмотрел в кинотеатрах "Бой с тенью", неутомимая машина российского кинопроката выдала еще один "жуйстик". Он называется "Побегом". Этот остросюжетный боевик стоимостью $2 000 000 склепал "папа" "Антикиллера" Егор Кончаловский. Поскольку компания "Централ партнершип", которая представляет "Побег", несколько недель назад открыла в Киеве свое представительство, мировая премьера состоялась в столице Украины 24 марта, в кинотеатре "Метрополис".

"Я долго отказывался от разных проектов, – говорит Егор Кончаловский. – Например, Первый канал предложил мне стать режисером фильма о Есенине. Они даже привели Сережу Безрукова, который должен был играть главную роль. И когда мы очутились рядом за одним столом, я понял: на съемочной площадке не уживемся. Не потому, что кто-то из нас хороший, а кто-то – плохой. Просто мы разные. А затем Сергей Астахов и Дмитрий Котов принесли мне в достаточно сыром виде сценарий "Побега". По какой-то причине Жене Миронову он очень понравился. Миронов захотел в нем сниматься. Именно тогда компания "Централ партнершип" спросила: что ты делаешь в настоящий момент? А у меня как раз закрылась господдержка одного проекта. И эта комбинация – Женя Миронов, с которым я всегда хотел поработать, и "Централ партнершип", с которыми я работал над "Антикиллером" и работа оставила после себя красивые воспоминания – заставила (сподвигла ли?) меня начинать новый проект. Потом была большая работа, сделанная сценаристом и режиссером Олегом Погодиным (реж. "Семья ждет"). Он написал столько страниц текста, что можно было снять три "Побега". Но вместо них в печать выйдет повесть "Рецепт для палача".

Любители арт-хаузного кино, которые случайно попадут на "Побег", по-видимому, долго от него будут плеваться. Сценарий, мягко говоря, родственный с сценарием голливудского "Беглеца" Гаррисона Форда: врач, у которого в канун важного контракта убивают жену, садится за решетку. А по пути на место отбывания повинности убегает – и "мстя его страшна".

На роль одного из негодяев Кончаловский избрал Андрея Смолякова, который всегда выступает в амплуа злобного и мстительного. Интрига распадается уже в начале – зритель разоблачает убийцу с первых же кадров.

Опять же мягко говоря, попсовым кажется главный герой Ветров-Миронов, который и в огне не горит, и, в прямом смысле, в воде не тонет. Упасть со связанными руками без парашюта со сколькотокилометровой высоты и отделаться лишь царапиной на лбу – это может только Евгений Миронов у Егора Кончаловского. И хоть сам режиссер заявляет: "Есть люди, которые прошли вещи намного более сложные и более ужасные. Если бригаду шахтеров завалило на километровой глубине, это страшнее, чем попасть в медвежью яму или упасть из геликоптера" – все равно такого сценарного провисания это не оправдывает.

Убивают несогласованности – например, совковый Уазик на шумахерский скорости догоняет и подрезает беемвешку. Режиссер оправдывается: "Это не потому, что Уазик такой крутой, это беемве такая плохая".

А еще "Побег" – можно сказать, семейный фильм. Кончаловский сам в нем снялся в эпизодической роли матюкливого продавца-узбека ("...у нас есть фотограф-узбечка, которая работала над картиной "Побег". Я ее спросил: "Можете сказать по-узбекски какое-то наистрашнейшее слово, такое, чтобы уши завяли? Я актер плохой, но появиться на секундочку в кадре люблю..." – говорит Кончаловский). В фильме снялась Любовь Толкалина, жена Кончаловского ("...если имеется маленькая роль, почему бы не взять на нее свою жену и не заплатить ей зарплату? В конечном итоге, мои фильмы ей не очень нравятся, она любит сниматься у других режиссеров, да и она не моя актриса"). И, наконец, Кончаловский снял в фильме свою маму – Наталью Аринбасарову ("...это оправданно, – говорит он, – актриса-казачка преклонных лет в российском кино вряд ли будет в настоящий момент такой востребованной, как Амалия Мордвинова. Подвернулась роль директора детского дома – почему бы и нет, я же не взял маму на роль убийцы...").

Но если отбросить все предубеждения и быть не зрителем арт-хаузного кино, который случайно попал не на тот сеанс, то "Побег" критиковать не за что. Тем более что, когда фильм создавали, в московский кабинет компании "Централ партнершип", как утверждает ее директор Марк Лоло, загнали шестерых прокатчиков и вместе думали, как "Побег" на экране будет выглядеть презентабельнее.

Никто из актеров в Киев не приехал – у Толкалиной и Миронова, приезд которых был анонсирован, по версии Кончаловского, напряженный график в Москве. Поэтому обо всем рассказывал сам режиссер.

Егор Кончаловский – о главном герое фильма

Герой Миронова, Евгений Ветров, мой ровесник. Определенный статус, в целом мне близкий. Мне самому было интересно, как быстро он сломается или не сломается, на сколько хватит его воли. Когда теряешь все, что у тебя есть: семью, деньги, положение, – остаешься неприкрытый никакими бронями...

О самом фильме

По фильму были консультации с врачами-нейрохирургами. Ведь Ветров, по сценарию – золотой скальпель России. Мы поехали в Боткинскую больницу, поймали двух лучших нейрохирургов и они нам проделали очень тяжелую операцию на мозг. Только вместо мозга положили арбуз (странно, что арбуз потом не заговорил). Снимали только их руки, как они все это делают. А Миронов и Астахов в фильме потом каждое их движение копировали.

О месте съемок

Валдай (снимали там) – очень удивительное место. В фильме вы видите, что команда милиционеров идет в болоте, по шею в такой черной, мутной воде. В действительности мы сидели за метр от них, на прекрасной шоссейной дороге, за столами-чаями. Место, около которого снимали, – глубже всего, это была придорожная канава, из которой выловили пустые бутылки, жестянки и бумажки.

О съемках

Была сложная сцена, когда Миронов в этой канаве должен был топиться. Женя брал в руки огромный камень и шел к дну. А затем вся съемочная группа кричала ему: "Женя, всплывай!". Миронов – один из немногих актеров, которые очень серьезно относятся к своей работе. Если он снимается в какой-то роли, то другой работы не берет. Сначала, пока шла притирка, нам было трудновато. А затем наработали свою схему. Перед сложными сценами я его отпускал минут на двадцать, он походит по съемочной площадке, помашет руками-кулаками, и сцена выходит. Хуже всего ему по сценарию было жрать тушонку. Девушки-реквизиторки жалостливы, в консервы тушонки клали побольше, такой холодной, с белым жиром. Миронов там уже умолял: "Кладите немножко, мне же сейчас надо несколько дублей эту тушонку глотать!"

... В фильме был волшебный мальчик из детского дома, которого Ветров пришел усыновлять. Он меня загипнотизировал своими грустными собачьими глазами. По сценарию ребенок должен был сказать только одно слово: "Папа!". Но на это ушло аж пятьдесят дублей. Был еще один мальчик, с конъюнктивитными глазами, его мама таким басом спрашивает у Ветрова: "Ти-и-и-и хто-о-о?" Маму в фильме сыграла администратор "Побега", кстати, она так и в жизни разговаривает.

Родственники – о фильме

У Кончаловского хорошие отношения с семьей. "Может, потому, – говорит он, – что видимся мы нечасто. Дядя Никита Михалков вообще не в восторге от того, что я делаю. Папа (режиссер Андрей Кончаловский. – Авт.) посмотрел "Побег" и сказал: "Это ОЧЕНЬ ВРЕДНОЕ кино, понимаешь?".

"Очень вредное кино" выходит в прокат с 31 марта. Дистрибьюторы ожидают фантастический кассовый сбор. Ведь предыдущий фильм компании "Централ партнершип", "Бой с тенью", собрал почти столько, сколько предполагали специалисты компании: за четыре дня – 2 миллиона гривен и 110 тысяч человек в залах.

Газета выражает благодарность за возможность эксклюзивного интервью PR-директору компании "Централ-партнершип" Татьяне Димнич.