"ПОБЕГ"

progressive.pnz.ru

Бесконечные параллели между "Побегом" и картиной Эндрю Дэвиса десятилетней давности "Беглец" начали проводиться с того момента, как появилась четкая информация о сюжете новинки от Егора Кончаловского. Ощущение тождественного равенства между двумя фильмами не проходит и во время просмотра. Разумеется, есть и целый ряд отличий, причем, с точки зрения сопоставления, важнее из них даже не сюжетные, а эмоциональные и стилистические. Все-таки из Хариссона Форда при помощи Евгения Миронова Кончаловскому удалось слепить "настоящий русский дух", который от американского, как известно, мягко говоря, отличается. Да и весь фильм, три четверти которого проходят в глуши России, отчасти становится маленькой энциклопедией о загадках души русского человека.

Однако загадки загадками, а все соцветие бабушек, шахтеров и одним глотком высушивающих бутылку водки мужиков потихоньку начинает утомлять. Более того, все эти "социально-демографические тонкости" становятся совсем уж непонятными и напрасными, когда действие фильма вновь возвращается в Москву. Уж больно силен контраст – картина буквально разваливается на две неравные части, объединенные одним лишь сюжетом. И даже несмотря на то, что сценаристы смогли изрядно закрутить картину в своих многочисленных интригах (пускай и не без помощи видеокассеты с американским вариантом), дисбаланс все равно налицо.

Такая двоякость в том или ином моменте характерна для всего фильма. Мало того, что вполне конкретный сюжет для боевика плохо вяжется с абстрактной лирикой в духе призрака умершей жены и рисунков тяжелобольной девочки, так еще и оператор Антон Антонов так и не понял, что же он снимает: груду разбивающихся вдребезги машин или же несколько сюрную беготню по лесу, в чем-то даже напоминающую "Ведьму из Блэр". Ну, не сходится одно с другим никак!

Впрочем, замечу, что для давно сработавшихся Кончаловского и Антонова это уже не в первый раз: парочка их "Антикиллеров" отличаются друг от друга разительно. На этот раз режиссер с оператором пошли дальше, попытавшись совместить несовместимое уже внутри одной картины. Однако результат такого опыта назвать удачным я все же никак не могу. Вышло либо чрезмерно сентиментально для кассового фильма, либо чрезмерно лихо и со слишком широким размахом для чего-то такого, что уже приближается ко всем известному, но так до конца и не понятому словосочетанию "другое кино".

Характерным примером явного несоответствия являются титры, музыка и даже оформление web-сайта фильма. Уж больно техногенным получился дизайн у картины, герои которой продираются сквозь самую глушь Сибири.

Что же касается упомянутых раскуроченных автомобилей, то и здесь все получилось действительно по-русски. Однако на этот раз я имею в виду не русскую национальную культуру, а особенности отечественного кинематографа. Почему-то наши продюсеры убеждены в том, что бюджет просто необходимо раздувать искусственно, даже если это совсем не к месту. Поэтому никак нельзя не разбить с десяток колесных средств. Фантазии на что-то другое как-то не хватает, а потому пришлось-таки пострадать нескольким авто, которые не имеют отношения не то что к фильму, а даже к сцене погони. Взору зрителя просто представляется снятая отдельно от всего подлетающая к небу иномарка... Но все это мы видели и в упомянутом "Антикиллере", который три года назад как раз бюджетом и кичился. Так что удивляться тут нечему.

Впрочем, есть в этом фильме, безусловно, и положительные моменты. И даже несколько. Помимо уже упомянутого сильного сюжета, можно сказать, например, о красоте и качестве съемок русской природы, когда Антонов перестает увлекаться абстрактными рисунками и предлагает почти эпические полотна. Главный же козырь, конечно, очень хорошее актерское исполнение. Миронов, Серебряков и Мохов смотрятся естественно и, что называется, играют от души. Чуть меньших комплиментов заслуживают Толстоганова и Смоляков, которые иногда кажутся все-таки чуть деревянными, но и эти недочеты лишь эпизодические. Так что с составом актеров авторы точно не прогадали.

С другой стороны, какими-то недоделанными остались персонажи. Так, совершенно неожиданно в середине фильма выясняется, что хирург с мировым именем имеет звание мастера спорта по прыжкам в воду, а потому без проблем может спрыгнуть куда-то в Байкал с вертолета и выплыть даже с завязанными руками. Более того, во второй половине картины становится очевидным, что Ветров наверняка посвятил не один год боксу, скалолазанию и акробатике... Да и сам факт того, что заключенному удается в одном фильме сбежать из под конвоя дважды: сперва из поезда, потом из летящего вертолета – кажется чем-то, мягко говоря, сомнительным. Такими крутыми двойными побегами даже Шварцнеггер не отличался...