"ПОБЕГ"

Журнал "Афиша"
22.03.2005
Роман Волобуев

Всерьез укорять Егора Кончаловского за то, что его картина заимствует название у одного известного американского фильма, а сюжет – у другого, как-то не вполне интересно. Тем более, не он первый – "Беглеца" Эндрю Дэйвиса (откуда взяты половина героев, сюжет и сюжетообразующий увечный злодей) уже дважды, и тоже не спросясь, переснимали в Болливуде. Куда интересней отметить, что Кончаловский, расставшись со своими соавторами по гоп-проекту "Антикиллер", перезагрузился ровно до того состояния, в котором он 5 лет назад вошел в мир кино. Диковатая, искрившаяся заразительной глупостью интонация, за которую любили и не любили обоих "Антикиллеров", вновь сменилась ультрасерьезным, зеркально глянцевым холодом – тем самым, от которого на показах дебютной картины Кончаловского "Затворник" люди особо чувствительные бились в нервических припадках. Опять, как тогда, Кончаловский, будто валиком со шпатлевкой, проходится по всему – от лиц артистов до жестов и интонаций, с которыми они говорят слова, – и добивается поистине уникального результата. Скажем, когда превосходно выглядящий и атлетичный артист Миронов бежит по лесу в окрестностях Валдая, не веришь не только тому, что он врач и в розыске, но и тому, что он действительно бежит по лесу: кажется, все это сымитировано с помощью беговой дорожки и фотообоев.

И вот странное дело – если 5 лет назад вся эта бутафория приводила в невероятное бешенство, то сейчас среди чувств, ею вызываемых, преобладает умиление и даже порой восторг. Как, скажите, не восторгаться человеком, пронесшим через годы свои представления о прекрасном и даже в глухом лесу ухитряющимся не изменить высоким принципам евроремонта? Как кричал недавно в программе "Квартирный вопрос" один старичок, которому в его отсутствие покрасили гостиную в оранжевый цвет: "Где же этот дизайнер?! Так бы я его и расцеловал!"