"ПОБЕГ" ЕГОРА КОНЧАЛОВСКОГО. ЛУЧШЕ БЫ ОН ЕГО НЕ СОВЕРШАЛ

"Родная газета" №13
08.04.2005
Наталья Ртищева

Создатели нового российского блокбастера "Побег" – режиссер Егор Кончаловский и особенно продюсеры – очень довольны своим фильмом. Они сравнивают его с "Беглецом", где Харрисон Форд в главной роли, но убеждены, что пошли дальше. Они абсолютно правы. Они ушли очень далеко. Даже Форду не догнать.

"Побег" – как фильм из цикла передач "Удивительное – рядом". Два часа смотришь и думаешь: "Не может быть!" А тебе говорят: "Может!" В старые времена за такую картину редактора, директора, оператора, сценариста, монтажера и самого режиссера просто уволили бы по причине несоответствия профессиональным обязанностям. А сегодня режиссер Егор Кончаловский, сын уважаемого Кончаловского Андрея Сергеевича, после показа спокойно говорит журналистам (цитата дословная): "Картина делалась сама по себе – как получится, так получится. Как получилось, так, в общем-то, и получилось". Для магистра искусств университета Кембриджа сказано сильно. Но на пленке получилось еще сильнее.

"Побег" станет казусом в биографии многих людей. Выдающийся артист Евгений Миронов, исполнитель главной роли, принес сценарий артиста Сергея Астахова и психолога Дмитрия Котова. Сценарий показался "рыхлым". Позвали третьего сценариста, бывшего киноведа и режиссера сериала "Родина ждет" Олега Погодина. Погодин придал истории "глубину и трагедийность" на 250 страниц и вообще ушел в большую литературу. Снова позвали Астахова и Котова. Они вернули сценарию рыхлость. Так актер, психолог, киновед и магистр искусств сделали то, что сделали.

А сделали много. Режиссер Егор Кончаловский, ни на секунду не выходя из образа большого интеллектуала, знатока творчества Мурнау и Вима Вендерса, кадры порезал в крошку, и смонтированы они с такой бешеной скоростью, что после просмотра можно отправляться к окулисту. Если актеры в этом клипе и пытались что-то сыграть, нам не дали это увидеть. Затем Кончаловский копнул глубже – и смело нарушил все законы детектива. Только дурак не узнает в прорези черной маски убийцы очень выразительные глаза артиста Андрея Смолякова. Раньше режиссера заставили бы этот кадр переснять, но в новые времена, когда "получается то, что получается", это совсем не обязательно.

Оказалось также, что Егор Кончаловский большой любитель чудес. Экзистенциальная история нейрохирурга-беглеца, осужденного за убийство жены, которого он не совершал, напоминает сказку для детей дошкольного возраста. А Евгений Миронов в ней чистый Иванушка-дурачок. Бежит-бежит по тайге – тестя встретит! В болоте утонет – выберется. Из вертолета в озеро спрыгнет – выплывет. Егору Кончаловскому комедии бы снимать. Тем более он публично признался (цитата тоже дословная): "Я, к сожалению, думаю мало, и умственный процесс у меня не стоит на первом месте".

Но чтобы простодушно снимать комедии для народа, Егор Кончаловский слишком амбициозен, слишком магистр и слишком сын Кончаловского. А для человека, который пришел в кино делать искусство для избранных, – слишком наивен. В нем не видно магистра и очень мало сына Кончаловского.