"ПОБЕГ"

dnevkino.ru
15.04.2005
Дмитрий Судаков

Многие киноманы без раздумий скажут, что сюжет фильма позаимствован из незабвенного голливудского "Беглеца" 1993 года, где доктора сыграл Харрисон Форд, а Томми Ли Джонс получил за роль судебного пристава "Оскар" и отдельный фильм-продолжение. Посему, испытывая весь сеанс стойкий эффект "дежа вю", я терзался ужасной загадкой – зачем авторам "Побега" надо было разламывать весьма крепкую чужую сюжетную конструкцию, а не создать свою собственную? И почему нужно всячески скрывать факт римейкизации под вывеской никому неизвестной повести Олега Погодина "Рецепт для палача"? Неужели только затем, чтобы по-жлобски не платить американцам за использование их блокбастера?

Хотя это ведь лишь алчные янки думают в основном о деньгах, и посему в заокеанских сюжетах один успешный профессионал-сыщик гоняется за другим еще более успешным профессионалом-доктором, а четко знающий правила жанра третий профессионал снимает – далеко не первым и явно не последним – про них весьма успешное кино.

А вот нашему уже зарекомендовавшему себя постановщику (за плечами Кончаловского-сына неплохой "Затворник" и два крепких, но тупых "Антикиллера"), вероятно, по каким-то личным причинам стало вдруг стыдно сооружать очередной русский боевик из отходных голливудских материалов. Однако снимать чистый, но малопопулярный в народных массах арт-хаус привыкшему к успеху режиссеру-клипмейкеру, видимо, тоже пока боязно. Посему комплексующий мастер пытается изо всех сил усидеть сразу на двух стульях. Получилось как всегда. Из жанрового гибрида как-то совсем улетучивается боевик, не проглядывает арт, а в результате остается один только русский хаос.

Показательно, что едва ли не полфильма измученные своими проблемами (то-бишь режиссерскими комплексами) персонажи бродят по глухой лесной топи, занимаясь чем угодно, только ни своим прямым делом. Вот уж где, действительно, дышат почва и судьба! Постепенно выясняется, что оба следователя-конкурента преследуют Ветрова совсем не по долгу службы, друг предает из зависти, а самому Ветрову не до поисков убийцы, поскольку в виноватые он уже определил себя. Настоящий разгул страстей! Однако, несмотря на все старания хороших актеров, ни сопереживать, ни следить за их мучениями как-то не получается.

Обвинить же и проговорить за это хочется в первую очередь режиссера, который, угодив вместе со своими героями в сюжетное болото, так до самого конца и не смог выбраться на твердую почву – будь то жанровое или авторское кино. "Побег" оказался всего лишь унылым и непрофессиональным топтанием на месте. А это мы в постсоветском кино видели уже много раз. Дежа вю.