ХАРРИСОН МИРОНОВ

Газета "Ведомости" №56
31.03.2005
Юрий Гладильщиков

"Побег" Егора Кончаловского не просто боевик, а со слезой

Сегодня для российского кино наступает этап перепроверки. Вслед за "Турецким гамбитом" (рекорд нашего проката – больше $17 млн) и стартовавшим две недели назад "Боем с тенью" (уже подбирающимся к $7 млн, что уверенно третий кассовый результат для фильмов made in New Russia) выходит разрекламированный боевик "Побег". Вот и прояснится, действительно ли наша публика хочет смотреть свое кино, или это временное поветрие.

Киноэксперты спорили: будет ли похож "Побег" на голливудского "Беглеца" с Харрисоном Фордом и Томми Ли Джонсом? Ответ: похож в общих чертах как сочинение по мотивам. Главный герой Евгения Миронова, как и персонаж Харрисона Форда, великий врач, при этом богач, глава суперклиники. Его так же несправедливо обвиняют в убийстве собственной жены, которую на самом деле прикончил некто в маске – при этом он добивает несчастную героиню Виктории Толстогановой столь садистски, что только пальчики кровавые в глазах (имею в виду ее ладонь крупным планом). Дальше герой Миронова так же случайно бежит из-под стражи в момент этапирования. Дальше за ним устраивают погоню по лесам, в ходе которой он то пробирается через топь, то проваливается в ловушку для медведей, то – опять как Форд – отчаянно сигает в воду с гигантской высоты, а за ним идет упорный преследователь (в роли сурового Томми Ли Джонса суровый, но справедливый Алексей Серебряков).

Дальше начинаются проблемы.

Первая – отсутствие детективности. Знаешь, чем именно все завершится – победой героя, который разоблачит недругов. Без труда быстро вычисляешь двух главных злодеев – режиссер не утруждает себя и зрителей обманными наводками. (Кстати, продаю идею. Во время становящихся модными тест-просмотров картин надо выдавать публике компьютеры и терзать ее прямо по ходу: "Вы уже догадались, кто именно злодей? Кто?")

Вторая – приблизительность места и действия. Не веришь, например, что погоня идет в медвежьих краях через смертоносную трясину – хотя актеры старательно тупо тычут перед собой в воде палками, проверяя дно на прочность. Советские классики снимали правдивее. В топь из фильма "А зори здесь тихие" веришь безусловно.

Наконец, третья – элементарные временные неувязки. Особенно забавна одна. Про то, каким образом герой Миронова мог найти в чащобе лесную избушку своего тестя (это же надо, какая у городского человека и без компаса ориентация на местности!) и как он, измученный, мог мигом добраться туда за тридцать километров, если только что находился рядом с преследователями, думайте сами. Я о другом. Миронов плывет на лодке через большое озеро, на середине у него ломается весло, и он в отчаянии засыпает. В это время преследователи изучают его последнее убежище, на что должно уйти... ну, полчаса. Там же вдруг получают телефонное сообщение, что беглеца видели на автобусной станции в некоем Заозерске (чтобы добраться туда, Миронов должен был проснуться, догрести одним веслом, потом долго переть по лесу – то-есть, день бы на это точно ушел), и ровно в следующую секунду сами с визгом тормозов прикатывают на привокзальную площадь Заозерска, где Миронов все еще движется в очереди на автобус.

Хичкок, как известно, говорил, что зритель не замечает неувязок – их отслеживают только критики, но фильмы снимаются не для них. Важнее напор, интрига, безостановочность действия. Егор Кончаловский в "Побеге" до такой степени Хичкок, что прямо-таки Хичкок в сотой степени. Хичкока, в свой черед, будем теперь считать микроскопической частицей планеты "Е. Кончаловский".

Но основную причину режиссерской неряшливости понимаешь лишь к финалу. Вдруг выясняется, что, хотя в "Побеге" есть и две эффектнейшие массовые драки-схватки (их Кончаловский-мл. научился ставить, как никто) и автомобильная погоня с большим битьем случайных машин (за которое – по киношной традиции – никто затем не отвечает), фильм зря объявили боевиком. Его жанр несколько иной. Это, скорее, мелодрама – к финалу все более эмоциональная, рассчитанная на зрительские слезы. О мести, о зависти, но главное – о попытке спасти любимых. Вот тут режиссер все выстроил как надо – с чувством глубокой ответственности. Характерно, что многим героям фильма требовалась или требуется срочная хирургическая операция. Характерно, что верность любимым или их спасение – побудительный, чаще тайный, мотив действий всех главных персонажей фильма.

Один из основных производителей отечественных блокбастеров – "Первый канал" ("Ночной дозор", "Турецкий гамбит") ставит на зрелищность, масштабность, спецэффекты. Другой – компания "Централ партнершип" ("Бой с тенью", "Побег") на эмоциональное слияние народа в зале с героями на экране. Не зря на главную роль в "Побеге" был избран народный – после "В августе 44-го" и "Идиота" – Евгений Миронов. Его герой, конечно, не то чтобы народ, но все страсти его – от ревности и любви к жене до стремления добиться правды – позитивные и человеческие. Финал такой, что просто запасайтесь клинексами. Ах, да, мы про народ: носовыми платочками!

У наших продюсеров разные подходы к созданию массового кино – уже это хорошо.

Замечание на полях. Понимаю важность такой штуки, как products placement – ненавязчивая рекламная демонстрация в фильме продукции фирм-спонсоров. Но все же забавно видеть, что у всех героев – от полковника-мента до скромной медсестры – одинаковые новейшие мини-ноутбуки одной марки. Посмотрят фильм на Западе и скажут: "Круто они там в России живут!"