ДЕРЕВЕНСКИЙ ДЕТЕКТИВ

kinoafisha.ru
Игорь Михайлов

Предполагается, что вопрос: "А вам не стыдно?" станет на некоторое время самым ненавидимым сочетанием слов для режиссера кинофильма "Побег" Егора Кончаловского. Именно этот вопрос, заданный продюсером сайта "Киноафиша.Ру" Михаилом Ивановым, поставил сокрушительную жирную точку (впрочем, многоточие) в не самой простой, но достаточно скандальной пресс-конференции с участием съемочной группы этой киноленты.

Вероятно, я не открою Америки для продвинутых зрителей, если скажу, что в кинематографическом мире между кинокритиками и кинопроизводителями существует перманентно обостряющаяся война, которая иногда ведется партизанскими методами, а иногда переходит в артобстрелы взаимных обвинений. Поводы для этих боевых действий очевидны. На вопрос кинорежиссеров: "А что это вы так паршиво пишете о российском кино, али вы не патриоты?", киноведы отвечают: "Братцы, мы бы и рады написать хорошо, но ведь на ваши творения без слез взглянуть никак невозможно. Спецэффекты неэффективные, сюжеты примитивные, сценарии бездарные". Самое занятное, что иногда критики оказываются в абсолютном меньшинстве, поскольку в коалицию с производителями и прокатчиками вступает голосующий рублем зритель. "Нам не надо умно. Сделайте нам красиво", – говорит человек, сдающий свои деньги в бездонную копилку кинопроката, и по-своему он прав. Увы, мы не можем солидаризироваться со зрителями полностью по одной простой причине: нас учили критериям качества кинофильмов. А их нет. И вечен этот бой.

Возвращаясь к новому русскому кино "Побег", который стал одним из самых жестоких разочарований для кинокритической публики и который теоретически может собрать неплохие кассовые деньги в прокате, мы со свойственной осторожностью и некоей грустью должны высказаться весьма нелицеприятно. Вам же мы оставим право шелестом купюр, на который рассчитывают производители, склонить часу весов кинематографической Фемиды совсем в другую сторону.

Итак, по нашему мнению, "Побег" – это вовсе даже не боевик, несмотря на всю привлекательность этого слова. Перед зрителем предстанет сочетание мексиканского сериала и индийской мелодрамы с абсолютно всеми присущими именно этим жанрам атрибутами (разве что амнезии не будет). В сюжетной композиции киноленты присутствуют одно несправедливое осуждение, один усыновленный ребенок, один трагический выкидыш (впрочем, комических выкидышей вроде бы не бывает), одна абсолютно неизлечимо больная девочка, излеченная сбежавшим из тюрьмы хирургом, две счастливых любви и одна несчастная, две смерти женщин, которые были счастливо любимы, два коварных обмана, два отравления цианидом, после которых никто не умер, но заворот кишок удался на славу, повод для убийства и ненависти в виде всеразрушающей зависти. Также несть числа в этом фильме совпадениям, аналогичным случайно стоящему в кустах роялю. Что же касается предсказуемости сюжета, то именно качество дает возможность сравнить кинофильм с произведением какого-нибудь Раджа Капура.

Стоит повеселить читателя некоторым описанием анекдотичных сцен из фильма. По ночному небу летит вертолет, внутри которого находятся пойманный беглец и его конвоиры. "Вероятно, сейчас убежит", – проносится мысль у меня в голове. Через пару секунд хирург, сделав сальто-мортале, выпрыгивает из вертолета и падает в случайно оказавшееся под винтом озеро. В следующем кадре начальник заставы распекает подчиненного: "Вы что, не знали, что он разрядник по прыжкам в воду"? Хочется добавить: "А также чемпион по прыжкам с парашютом без парашюта, по бегу на месте и по прыжкам в ширину". Именно эти качества пригодятся без вины "попавшему" доктору Ветрову, который настолько успешно бежит по сибирской тайге от тридцати милиционеров, что просто восхищаешься спецподготовке российских докторов. И из медвежьей ямы выберутся, и из трясины болота вылезут, и коня на скаку остановят.

Уважаемые зрители, мы рискнем вас предупредить, что непредсказуемости детектива, придя на фильм "Побег", вы не увидите и в помине. Через 15 минут после кровопускания вы легко определите убийцу жены хирурга, еще через 10 минут вы начнете догадываться обо всех ключевых событиях, которые развернутся в киноленте, задолго до их осуществления. Впрочем, мы хотим оказаться неправыми. Пусть вам повезет и вы не окажетесь настолько проницательными, как мы предполагаем.

Что же касается сюжета, то, конечно же, мы не можем его не коснуться. У преуспевающего хирурга "замочили" жену. Как это водится в системе российского правосудия, вяжут того, кто ближе. И молодой перспективный доктор отправляется этапом в тайгу валить лес. Хитроумные попутчики по турпоездке на Колыму пытаются осуществить побег, во время которого гибнут все, кроме нашего героя. Теперь он – вынужденный беглец, которому удается пробежаться через всю Сибирь до Москвы без документов, обмануть всех и найти настоящего убийцу. Преследовать Евгения Ветрова будут два офицера милиции, которым в помощь будет придан целый взвод солдат, вертолет, автомобили и свора розыскных собак. Один из офицеров мечтает арестовать героя по закону, а другой "замочить" по понятиям. Фильм продолжается два часа времени и процентов на семьдесят снят на цифровую камеру, которая то замедляет, то ускоряет движение, весьма затрудняя восприятие.

Когда в процессе пресс-конференции был задан весьма удачный вопрос, какое именно кино любят и ценят сами создатели "Побега", выяснился удивительный факт. Все без исключения участники в качестве кумиров назвали классиков и корифеев авторского кино. Ни разу не прозвучала фамилия Файзиева, Бекбамбетова, царствующего Михалкова. Альмодовара называли часто. Почувствовав подвох после результатов опроса, бойцы, сидящие напротив нас, попросили не считать их циничными интеллектуалами, снимающими кино для дураков. Мы и не считаем. Они так не хотели. У них оно само получилось.

Закончить этот грустный опус хочется весьма нетривиальным диалогом. Когда критики весьма горячо обсуждали процесс убийства главной героини, послужившего катализатором дальнейшей криминальной цепочки, и возмущались нелепостью ситуации, в которой профессиональный убийца вместо того, чтобы пристрелить жертву (беззащитную, предварительно отравленную женщину), начинает мутузить ее головой об пол, стену, кровать в течение трех минут, и затем теряет контактную линзу, ставшую типа основной уликой, к ним повернулся невзрачный человек со значком в форме щита и меча на лацкане серого пиджака и спросил: "А вы откуда знаете, как ведут себя профессиональные убийцы, которые хотят отомстить"? "Что Вы-что Вы", – тут же ответил я. – "Вам, конечно, видней. Судя по значку, Вы профессионал. Мы же так, кино посмотреть пришли". А затем я подумал: "А что он тут, на просмотре для критиков, собственно, делает?" И сам себе ответил: "Впрочем, они, наверное, уже снова везде".