"ПОБЕГ"

cinema.vrn.ru
Георгий Герасимов

Уже по тому, как вместо стандартного "тампон... зажим..." блестящий нейрохирург Ветров выдает нечто вроде "ну ты че... кто так делает, блин... дай-ка сюда", можно догадаться о масштабах незаурядности этой личности. Все остальное подается так же схематично и так же искусственно. Диалогам, сюжету отчаянно не хватает живости – эти пустоты заполняют густые кровавые пятна на стенах, консьержка в очках с толстенными линзами, божий одуванчик с пистолетом, Егор Кончаловский в роли южного торговца фруктами, бутылка водки залпом, возглас "Это мой Бумер!" и прочая бижутерия.

Есть там сценарные выкрутасы и посложнее, типа явления покойной дамы сердца в амплуа ангела-хранителя. Что с того, что это уже было, что это многократно замечено – в крэйвеновском "Электрошоке", в "Храбром сердце" и еще в десятке условных голливудских единиц, названий которых не вспомнить? Ведь сам фильм – не очень вольная вариация на тему американского сериала 60-х, американского мегахита 90-х и еще сериала 90-х. И что бы там ни говорили об отличиях в нашу пользу, их, если не считать мотив мести более выигрышным в плане драматургии по сравнению с мотивом обогащения, попросту нет. Все то же самое – жены светил медицины как группа риска – только на порядок-на два похуже. К выработанной прежде иллюзии совершенства формы добавилась иллюзия стройности содержания.

По-столичному витиеватые беседы и близость "Побега" к эстетике стандартного телепродукта заставили вспомнить смешной сериал "Тайга: курс выживания", точнее, пятиминутный фрагмент из него (на большее не хватило). В этом фрагменте мальчонка самодельным луком прогонял волка – при полном попустительстве комаров, разумеется. Для доктора Ветрова тюрьма, побег – тоже курс. Тайгу младшего Кончаловского впору воссоздавать на театральной сцене. Посреди топей, в якобы таежной глуши – заброшенный памятник архитектуры. Чуточку герой поблуждал – наткнулся на родственника. У тестя в избе, естественно, початая бутыль самогона на столе. В поезде – шахтеры в касках и грязных спецовках, один из них как бы случайно – потешный кандидат в депутаты. Милиционеры, находясь в лесу, получают сигнал о том, что беглеца видели на автовокзале – и не успел тот сесть в автобус, как за ним приехали те, что из леса. Довершают картину разгрома ляпы уже московские: опечатанная нетронутая квартира, использование цианидов для временного выведения из строя (ими вообще-то травят исключительно на убой), полномочия суперагента контрразведки у уиновского полковника (представьте, как гаишник или вохровец в банке требует предъявить ему секретную документацию). Да и сама идея сделать насквозь положительного персонажа из уиновского полковника выглядит странновато.

У уроженца Новосибирска Звягинцева получилась природа. У москвича Кончаловского получился видеоряд к электронной ритм-секции. О "Побеге" неверно говорить "новый российский боевик". Это новый московский боевик. Один из его персонажей раз за разом повторял: "Давай, Москва". Давай, Москва. Создавай конкуренцию голливудским фильмам. О России. О ее небритых полупьяных космонавтах в ушанках. О наивных бородачах с чемоданами налички. Если есть жизнь за пределами МКАД, то она такая.

Премьера сопровождалась агрессивным и довольно глупым пиаром. "Харрисон Форд закрывает лицо, чтобы зрители не увидели его плохую игру". Харрисон Форд – не Гюльчатай, ему ничего халтурщикам с российского телеканала показывать-доказывать не надо. Вообще печально, когда за тему Моцарта и Сальери берутся потенциальные отравители.

Зато какая у них вышла экономия на промоушне! В связи с этим выдвигается просто-таки великолепная идея: сорокалетняя уборщица под началом недоучившегося аспиранта выходит в финал чемпионата мира по Quake III, но злобная соперница, бывшая порноактриса из Западного Берлина, проводит к ее мышке напряжение 30000 вольт. Отличие в нашу пользу заключается в том, что порноактриса – двойной агент ЦРУ и "Аль-Каеды".

Эти побеги подлежат пасынкованию.

P.S. Выдержки из интервью Егора Кончаловского журналу "Огонек": "В тайге он оказывается в совершенно незнакомой среде. Было интересно показать, как человек моего круга, моего статуса вдруг понимает, что стал никем. Многих людей, с которыми я общаюсь в Москве, мне бы хотелось поместить в подобную ситуацию. Посмотреть, какие они на самом деле, без привычного антуража... Это не обязательно должна быть тайга. То, что произошло с Ветровым в тайге, я пережил в Лондоне. И прошел через это испытание, мне кажется, с большим трудом, чем герой моего фильма. Когда я уехал в Англию, мне был 21 год. Для меня было катастрофой вдруг осознать, что там я никто, обычный парень с не очень хорошим английским, я же всю жизнь пользовался привилегиями "номенклатурного" мальчика. В одно мгновение я потерял привычный статус, но зато очень быстро понял, чего стою". Вот так вот. У кого-то щи жидкие, у кого-то жемчуг мелкий.