БЕГИ, ЖЕНЯ, БЕГИ

sqd.ru
05.04.2005
Алексей Копцев

"У каждого свое собственное горе"
(полковник Пахомов)


Хирурги – народ суровый. Скажут – как отрежут. Да и как иначе? Неверное движение скальпелем, и ага – стал на полкило легче, и это в самом счастливом случае. Они настоящие антикиллеры, ведь возвращение к жизни – процесс не менее драматичный и волнующий, чем посиделки с винтовкой у чердачной амбразуры.

Началась история создания "Побега" с Сергея Астахова – популярного актера театра и кино, недавно звездно засветившегося в "Хироманте". Он написал сценарий "Побега", подсунул Евгению Миронову, а уже тот добрался до Кончаловского, чтобы воплотить мечты в пленочный целлулоид. Так что за "Побег" в ответе целое трио. Им и пожинать плоды содеянного плаги... Нет-нет, заречемся говорить это обидное слово, тем более, что в нем нет никакого смысла. Наш фильм – вовсе не подражание, а переосмысление известного боевика "Беглец". Различий не счесть. В первую очередь – главный герой. С него и начнем.

Евгений Ветров – преуспевающий хирург. Он "чинит моторы" – делает операции на сердце эндоскопическим методом. Внутриполостная практика приносит просто нереальные бабки. Пентхаус в "Парусах", лаковый "хаммер", жена-красавица – чего еще хотеть российскому медику? Но счастья нет, и виноват в этом, в первую очередь, сам Евгений.

Резкий, язвительный, несдержанный и ревнивый... Это лишь краткий список его пороков. Да, чуть не забыл про главный – гордыню. Ветров искренне считает себя гением, которому позволено все. Может казнить, может миловать. Вспомните героя Форда из уже упомянутого "Беглеца". Там персонаж был сугубо положительный, кристальный. Здесь – практически полная противоположность.

Неудивительно, что Бог не дает Ветровым главного – детей. Хотели взять ребеночка из приюта, но чистоплюй Женя выдал следующее: "Нахрен нам эти бомжовые чада? Да и пахнет там, как в общепите. Воняет!"

Карма от таких слов портится необычайно. И вот сначала фуршет после выгодного контракта, шампанское, пузырьки... а через пару минут – окровавленые стены, разбитое зеркало, истерзанный труп любимой жены и встревоженные свидетели преступления. И все думают на Женю. А потом короткое следствие, судебный процесс и пощечина от бывшего тестя.

Евгений трясется в тюремном вагоне, пытаясь снова и снова восстановить картину убийства. Кто на самом деле виновен в этом? Кому это выгодно? Размышления прерывает перестрелка. На охранников напали. Итог – гора трупов и невредимый Женя с автоматом в центре полотнища: самое время пуститься в бега, ведь теперь уже никто не поверит в его невиновность. Кроме полковника Пахомова (Алексей Серебряков), который отправился в погоню не просто за беглым преступником, но за хирургом для своей умирающей дочки. Ветров – гений кардиологии, еще не забыли?

Главное, что отличает "Побег" от его американского "брата" – особенные, сильные характеры. Иногда даже слишком. Егор давно известен своим экранным экстремизмом, но здесь он вторгся на территорию человеческих отношений. В "Антикиллерах" людей особенно и не было. Так, строчки сценария. Здесь – картина иная, и самое большое спасибо надо сказать Миронову.

Представьте, что роль досталась бы Куценко. Лысый череп, острый нос, гримасы... Нет, вынести это было бы решительно невозможно (прости меня, Гоша). Зато Миронов буквально облагораживает пространство кадра, создает невидимую обычному глазу вторую линию повествования. Ему вовсе не нужно орать, строить рожу, надувать на лбу жилы. Вполне достаточно посмотреть особым образом в камеру, чтобы зритель понял – превращение началось. Герой светских хроник обратился в зверя. Затравленного, голодного, готового разорвать всякого, кто встанет на его пути.

Подобная метаморфоза – зрелище драматичное. А уж в сочетании с егоровскими фирменными феньками – и вовсе трагическое. И одновременно захватывающее. Кончаловский – специалист по сверхскоростям, погоням и динамичным схваткам. Даже картинка у него выходит смазанной, словно съемка постоянно ведется в движении. В режиме нон-стоп, full contact.

Режиссер решительно ничего не боится. Опускаясь порой до совершенной вульгарности и бульварщины. Чего, к примеру, стоит явление жены Ветрова, вернувшейся с того света, чтобы помочь любимому. Мой услужливый мозг сразу нарисовал сцену из "Звездных войн", эпизод, где Оби Ван вдохновляет Люка на подвиги. Вставай, Женя, не дай злу одержать победу! Как воспринимать некоторых совершенно невероятных персонажей, вроде совоподобной консъержки или безумной старухи с обрезом? Ха-ха-ха!

Впрочем, корить Егора – занятие бессмысленное. Он относится к кинематографу, как к чуду, игрушке. Делай, что хочешь – лишь бы было интересно и круто. Вот Ветров выпрыгивает из вертолета, а вот Егор занимается рекламой медвежьих ям, рассеянного лесного света, прозрачной озерной воды, в которой плавает логотип "Рамблера". Но в целом и правда круто и интересно.

Кто сказал, что нужно быть умным, читать критиков и упражняться в снобизме? Расслабь булки и получи истинное удовольствие от просмотра. Только делай это в хорошем кинотеатре. Чтобы капельки на сосновой ветке, стрекот кузнечика на пятом ряду и труколорная трава во всю экранную площадь.