РИМЕЙКИ: ПЛАГИАТ ИЛИ ИСКУССТВО?

Газета "Вечерняя Москва" №233
17.12.2008
Дмитрий Семенов

Прямая речь

Евгений ГЕРАСИМОВ, народный артист России, депутат Московской городской Думы:
— Разговор о римейках в кино напоминает мне спор Велюрова и Соева в "Покоровских воротах". Велюров утверждает: "Ведь это же переделка старого!", а Соев отвечает: "Шекспир тоже переделывал старинные сюжеты". Вот и вся проблема. Переделывайте старое, как Шекспир, как Григорий Горин, как Никита Михалков в своем фильме "12", и никто даже не вспомнит слова "римейк". Или переделывайте, как Соев: посредственные стихи в еще более посредственные, и тогда вам точно припомнят еще и то, что вы стащили у кого-то сюжет.

...
Отдельной строкой в списке римейков стоят два российских "блокбастера" – "Охота на пиранью" и "Побег".

"Охота на Пиранью" – это лучший пример того, как не надо снимать боевик. Автор сценария намешал в сюжете винегрет из "Рэмбо. Первая кровь" (прыжок со скалы на деревья), "Целого мира мало" (главный злодей Прохор (Евгений Миронов) нечувствителен к боли) и "Перевозчик" (все пули, выпущенные главным героем-Машковым, оставляют в воздухе трассирующий след). Но даже такую адскую смесь можно было бы, наверное, снять иначе, если бы не наплевательское отношение к зрителю. Хотите примеры? Пожалуйста! Первый: герой с героиней идут по окраине таежного – выдуманного – города Актарска. Их нагоняет грязный лесовоз с... московскими номерами (99-й регион). Тот же лесовоз стоит на центральной площади уездного городка. И тут разворачивается нечто... Главного героя в закрытом помещении окружает десяток бандюганов с огнестрельным оружием. Как выручить героя? Создатели фильма не мудрствовали лукаво: все злодеи просто с треском вылетают сквозь окна и двери, а то, как и что с ними сотворил суперагент Кирилл (Машков) режиссер со сценаристом оставили за кадром.

Фильм "Побег" снял "золотой мальчик" Егор Кончаловский, а сценарий для него писали даже три сценариста. Непонятно, зачем следовало приглашать целую команду? Ведь фабула списана с "Беглеца" (в главной роли Харрисон Форд), – к слову, ее, фабулу, тоже писали три сценариста.

Не поленился, посмотрел отзывы о фильме в интернете.

Сплошное "круто!", "Евгений Миронов (главный герой) переиграл Форда" и т.п. Правда, большинство смотревших фильм – и писавших отзывы – признавались, что первоисточник не смотрели. Может, оттого и столько восторга? Если герой Харрисона Форда хотя бы внешне тянет на светилу медицины, то врач в исполнении Миронова должен был бы работать в лучшем случае фельдшером на "скорой помощи". Это первое. Второе: герою Томми Ли Джонса – офицеру из управления исполнения наказаний – наплевать, виновен беглец или нет. Для него главное – восстановить статус кво, вернуть сбежавшего зэка за решетку, а интерес к его судьбе возникает уже по ходу действия. Ну, а что касается российского офицера ГУИН (в этой роли Алексей Серебряков), то у него – цель корыстная: дочь тяжело больна и помочь ей может только герой Евгения Миронова, бегающий в чистенькой синей робе по чистенькой и опрятненькой тайге.

Что касается третьего, то это уже претензия лично к режиссеру. Понятно, что Егор Кончаловский рос в звездной семье и, похоже, понятия не имеет о том, как живут такие простые люди, как, например, сотрудники управления исполнения наказаний. В фильме герой Серебрякова возвращается домой – в квартиру, границы которой теряются за линией горизонта, где полы покрыты зеркально отполированным паркетом... Эх, Егор Андреевич! Если бы российские менты жили так, как Вам видится!..

...