ЗАТРАВИЛИ МОЦАРТА

Газета "Известия"
31.03.2005
Анна Федина

Евгений Миронов в фильме "Побег"

В кинотеатре "Пушкинский" под присмотром дозорных на вышках и солдат с овчарками прошла премьера боевика Егора Кончаловского "Побег", снятого по повести Олега Погодина "Рецепт для палача". Сегодня картина выходит на экраны 300 российских кинотеатров.

Гения от хирургии Евгения Ветрова (Евгений Миронов) накрыло счастьем с головой. В тот вечер, когда его клиника получила грант от иностранных инвесторов, жену Ветрова Ирину (Виктория Толстоганова) нашли задушенной на брачном ложе. Зная, что хирург ревнив, судья без колебаний выносит обвинительный приговор. Но во время вояжа по Сибири Ветрову удается бежать. Ловить беглеца отправляются два следователя: Пахомов (Алексей Серебряков) и Топилин (Андрей Смоляков). Первый отдает приказание брать преступника живым, а второй так и норовит отправить героя к праотцам.

Создатель "Антикиллера" Егор Кончаловский, работая над "Побегом", видимо, наступил на горло излюбленной песне и старался держаться подальше от жанра комической мясорубки. Рекой кровь льется только однажды – когда малолетняя проститутка буквально из трусов (больше и запихнуть-то некуда было) достает финку, а бабулька-божий одуванчик из кошелки – автомат. Еще есть сцена автомобильной погони, снятая в том числе и для того, чтобы сам Кончаловский засветился в кадре в роли торговца овощами. Но в целом "Побег" – драма, которая из элементарной игры в кошки-мышки перерастает в классическую трагедию.

История плохого и хорошего полицейских, которые преследуют одного преступника, дополняется сознанием того, насколько сильны личные мотивы в служебном поведении любого человека. Банальная ревность и невнимательность оборачиваются страшнейшими угрызениями совести, а истоки загадочного убийства обнаруживаются в вечной оппозиции Моцарта и Сальери.

Основная часть работы по превращению детективного сюжета в психологическую драму легла на плечи Евгения Миронова. Герой "Побега" из холеного и обласканного славой джентльмена превращается в загнанного волка, потом в разъяренного льва, а концу вновь обретает человеческий облик. Ко всему прочему голодный, усталый, отчаявшийся Ветров в минуты затишья общается с женой, которая, как на премьере пошутил Егор Кончаловский, "большую часть фильма неважно себя чувствует", зато, стоит отметить, божественно (в прямом и переносном смысле) выглядит. И беседы эти не кажутся пошло-сентиментальными.

Финал "Побега" такой же трогательный, как в советском детективе "Место встречи изменить нельзя". Но дело не в параллелях или заимствованиях, а в том, что Егору Кончаловскому и Евгению Миронову удалось снизить градус стремительности российского боевика, без пафоса и особых натяжек столкнуть плывущие по небу облака и свистящие пули, раздумья о вечном и беготню через болота, озера, ограды. И оказалось, что "сделай паузу – скушай "Твикс" – неплохой совет даже для самого остросюжетного кино.