В ЛОЖНОМ ДВИЖЕНИИ

Журнал "Сеанс" №23-24
09.2005
Евгений Гусятинский

Новый русский блокбастер выглядит диким кентавром, всадником без головы. Критика принимает его в штыки, однако зритель – если верить цифрам проката – смотрит. А ничего другого этот продукт, к счастью, не требует. В любом случае презирать его, когда с нашим "авторским кино" дела обстоят не лучше, а то и хуже, – занятие неразумное. Как ни относись к блокбастерам, они, явления масскульта, предъявляют объективную реальность, по которой можно судить и о самом продукте, и о его производителе, и о потребителе.

Егор Кончаловский до "Побега" сделал дилогию "Антикиллер" – суперусловный комикс, избыточный фикшн, к которому претензии по части "искажения природы" не предъявишь. Откровенная макулатура выглядела резонной реакцией и на выморочный, архаичный реализм в поставках от последних советских режиссеров, и на аморфные и при том пафосные образцы "чистого жанра", оплаченные первыми постсоветскими продюсерами. Вместо того, чтобы безуспешно имитировать искусство кино, Кончаловский, может, и неосознанно, решил поискать и нашел выгоду – коммерческую и технологическую – в тотальной искусственности.

Совсем другое дело "Побег". Его природе неорганические элементы "Антикиллера" противопоказаны. Она требует внимательной работы с реальной фактурой и средой, умения рисовать с натуры и лепить людей. С этим у Кончаловского явные проблемы – о них вовсю сигнализировал еще дебютный "Затворник". Но он все равно был куда лучше – стройнее, скромнее, продуманнее – "Побега", чья фабула такова. Убита жена преуспевающего состоятельного хирурга (Евгений Миронов), в убийстве обвиняют мужа. Он невиновен, но получает срок. Ему удается сбежать – и теперь, чтобы снять с себя обвинение, он должен найти настоящего убийцу. На поиски сбежавшего преступника отправляется спецотряд.

В пересказе, на словах, "Побег" предстает в миллион раз выигрышнее, чем на экране. Рядом с иными фильмами учебные пособия по режиссуре тоже, наверное, кажутся вдохновляющими – есть хотя бы оперативный простор для работы воображения. Рассказать историю в картинках так, чтобы она не развалилась на обмылки-клише, Кончаловскому не удалось. С каждым новым эпизодом "Побег" начинается заново. И каждый новый эпизод еще более предсказуем, чем предыдущий. Ноль ритма, ноль напряжения, ноль действия. Клипмейкерские заплатки-рапиды ничего не оживляют. Кастинг тоже странен. Евгений Миронов – хороший, глубокий актер, но "Побегу" его фирменный пылкий психологизм только во вред. Здесь Миронов явно не в своей тарелке. В отсутствие внятной, осмысленной режиссуры актер, впервые взявшийся за экшн-героя, то и дело начинает сам себя режиссировать и по инерции возвращается к себе прежнему, на ходу сочиняя и играя не прописанную в сценарии "драму характера". Сценарий разнуздан; его бессчетные несуразности преследуют и героев, и зрителей на протяжении всего фильма – но от них не сбежать.

"Побег" обвиняют в плагиате, инкриминируют ему зашкаливающую схожесть с американским "Беглецом", фильмом первоклассным. Кончаловский-младший заимствования не признает, от всех параллелей открещивается – и ему веришь. Если бы он и впрямь вознамерился переснять "Беглеца", если бы держал в уме эталон жанра, интриги, саспенса, то у него, возможно, не получилось бы то, что получилось. Не было бы фатальных ошибок в кастинге; аквариумных, словно срисованных со скринсэйвера, лесов; уместных разве что в водевиле сюжетных завихрений, когда почти на каждое действующее лицо приходится смертельно больной и нуждающийся в срочном лечении близкий родственник. Много чего еще не было бы. Но все это есть. Зато в одном интервью Егор Кончаловский гениально отозвался об американском "Беглеце".

"Смотриловка", – сочувственно и снисходительно сказал он.