"ОХОТА НА ПИРАНЬЮ"

tvernet.ru
21.04.2006
Наталья Беспалова

Сюжет настолько банален, что СМИ уже соревнуются на тему, кто проведет больше параллельных линий с сюжетами голливудского кино. Жил на свете мальчик Прохор. Папа у него был химиком и работал в секретной лаборатории по изготовлению химического оружия на дне озера в районе Шантарска. Как-то на этом объекте случилась авария. На глазах у Прохора папу расстреляли. А лабораторию затопили. На память ребенку от папы осталось только пять копеек за рисунок "папа, мама, я и Ленин". По замыслу режиссера, именно поэтому Прохор (Евгений Миронов) вырос плохим человеком. Стал торговать оружием и нюхать кокаин.

Наши дни. Пограничный Шантарский район должен отойти Китаю. По этому случаю руководство страны, наконец, решает уничтожить затопленную лабораторию, а заодно и кучу химического оружия, которое там так и лежало со времен аварии (видимо, на "черный" день).

Для выполнения задачи из постели с блондинкой в срочном порядке отзывается капитан секретного подразделения "Пиранья" Кирилл Мазур (Владимир Машков). В боевые подруги руководство выбирает капитану строптивую брюнетку-химика Ольгу (Светлана Антонова). Лабораторию они взрывают, часть химического оружия уничтожают, но попадают в плен к "аборигенам" Сибири. В самой глуши, вдалеке от чужих глаз стоит заимка. Этакая деревня из "Таинственного леса" М. Найт Шьямалана, но только с чисто русским колоритом. Как позже выясняется, главный барин в заимке – Прохор. Создал он заимку по образу и подобию аналогичного места из "Угрюм-реки". А на досуге любит устраивать охоту на людей, гоняя их по сибирским степям. Дичью становятся туристы, пойманные в лесу. В их число попадает и капитан Мазур с боевой подругой. Теперь ему нужно не только спасти себя и друзей по несчастью, но и отобрать пропавшее химическое оружие, украденное Прохором.

"Охота на Пиранью" – личный проект канала "Россия". Понять это было просто без особых ухищрений. Просто из-за обилия пафосных сцен в картине про спецслужбы. Например, сотрудница этих самых служб, позволяющая себе на работе ходить с весьма откровенным вырезом. Или своеобразный способ парковки героя Машкова на Лубянской площади. Ни разу я еще не слышала, чтобы на личный автотранспорт не совсем простой, но все же капитан, мог нацепить служебные номера со спецзнаками.

Есть один признак, который просто бросается в глаза. Огромная рекламная кампания, на которую, на первый взгляд, потрачено колоссальное количество денег, и очень дешевые спецэффекты. Не могу поверить объяснениям режиссера Андрея Кавуна о том, что с каждой минутой ухудшающееся качество компьютерных эффектов – это хитрый художественный ход, направленный на изучение чего-то там, не помню уже чего. На самом деле все объясняется, как всегда, очень просто: государственные деньги – это такая материальная субстанции, за которую особо отчитываться не надо. Вроде и бюджет-то ого-го, а качество рисованного огня в глазах героя Машкова просто ужасает. И тогда уже понятны все сказки, например, озвученные Бортко, что якобы, если бы Бегемот в "Мастере и Маргарите" был компьютерным, то нарисовать его стоило бы $3 000 000. Сумма колоссальная для компьютерных эффектов не только в нашей стране.

"Охота на Пиранью" снята по книге Александра Бушкова – знаменитого в узких кругах любителя истории и дешевой мужской беллетристики, на которую он очень плодовит. В серии о капитане Мазуре уже девять книг, и что-то подсказывает мне, что это не предел.

В общем и целом, в отношении большинства новых российских фильмов я придерживаюсь правила – лучше это, чем ничего. А "Охота на Пиранью" – не самый худший вариант того, что сейчас может предложить российский кинематограф в категории "блокбастер".