"НЕВЫПОЛНИМАЯ МИССИЯ" КИРИЛЛА МАЗУРА

Газета "Красноярский рабочий"
08.04.2006
Сергей Павленко

6 апреля на экраны Красноярска вышел фильм "Охота на Пиранью" по мотивам романа Александра Бушкова

Давно я так не смеялся! Особенно в финале, когда только что сгоревшая заживо в объятом пламенем и запертом снаружи доме Ольга выскочила навстречу Кириллу чуть-чуть закоптившаяся да с перебинтованной рукой. Хеппи-энд, однако. По-русски – счастливый конец. Почему по-русски? Да потому, что все содеянное сценаристом Дмитрием Зверьковым (автором текстов для "ОСП-студии" и сценариев фильмов и сериалов "Рагин", "Красная капелла", "Простые истины") и режиссером Андреем Кавуном (до этого он снимал исключительно сериалы – "Вокзал", "Команда", "Курсанты") можно считать калькой с американских блокбастеров. А ведь Александр Бушков писал о нашей Сибири, о нашем Шантарске (т.е. Красноярске)!

Романы Александра Бушкова кинематографичны и буквально просятся на экран. Только происходит с этими попытками что-то мистическое: ни одна не удается. Кажется, случилось наконец, и один из первых (и лучших) романов красноярского писателя был-таки экранизирован. В одном из интервью писатель признался, что сразу отмахнулся от надоедливых киношников, отдав "Охоту на Пиранью" им на откуп, только бы, мол, Мазур с Прохором не были "голубыми". Словно предчувствовал, что может получиться при мыслительных возможностях сегодняшних кинематографистов.

Уже начало фильма вызывает недоумение: в некой засекреченной лаборатории в самом центре сибирской тайги слоняется восьмилетний мальчик (будущий негодяй и наркоман Прохор). Кто и по какому праву его туда пустил? Но сценаристу Дмитрию Зверькову это необходимо для завязки сюжета, который он закручивает вокруг непонятного "эликсира радости", способного в нехороших руках уничтожить тысячи людей. Когда я спросил о невесть откуда взявшемся в сюжете препарате у Александра Бушкова, тот лишь усмехнулся в ответ: "Да он же стра-ашный..."

В романе все выглядит буднично, обыденно и оттого жутко, когда каперанг секретного спецназа Кирилл Мазур путешествует с женой на плоту по сибирской реке Шантаре и попадает в руки странных людей, играющих в героев другого романа – Вячеслава Шишкова "Угрюм-река". Отсюда и Прохор Петрович Громов, и верный его слуга Ибрагим, в фильме превращающийся в исламского террориста (а куда же без них?), и одеяния конца XIX века, от которых в фильме осталось лишь воспоминание. По сценарию же Кирилл с коллегой Ольгой, аки Джеймс Бонд со своей длинноногой напарницей, должен ликвидировать затопленный склад секретного оружия. Тот самый, по которому в начале фильма болтался маленький Прошка. Прошка-то, ставший хозяином тайги, и захватывает несколько образцов оружия.

Насколько ярко в романе выглядит хитрый старец Кузьмич, настолько нелеп он, несмотря на все старания, в изображении актера Алексея Горбунова. Кое-где осмысленно выглядит Сергей Гармаш в роли рецидивиста Зимы. Остальные персонажи сливаются в сплошную серую массу, на фоне которой наиболее остро должно смотреться противостояние харизматичных Владимира Машкова (Кирилл Мазур) и Евгения Миронова (Прохор). Увы, актерских откровений не случилось – лишь редкие проблески. Скажем, в эпизоде, когда Прохор восторженно рассматривает оружие. Не дает развернуться актерам ни плохо выписанный сценарий, ни режиссура Андрея Кавуна, которая эстетам и ненавистникам Бушкова, может быть, и покажется откровением. Надо же, как взбесившаяся камера на фоне одуревших титров бегает по комнате бывшего спецназовца Мазура, "заглядывает" в его кроссовки, пробегает по волосатым ногам Кирилла, останавливается на полуголой, вытягивающейся в постели, словно кошка, любовнице Кирилла...

Говорят, поначалу постановщик загорелся идеей снимать где-то под Красноярском. Но посчитали – прослезились ( на одних вертолетах разоришься) и нашли место в Карелии, видимо, там, где когда-то Станислав Ростоцкий ставил легендарные "Зори". Таежная заимка же снималась где-то под Минском.

А какая, собственно, разница? Деревья везде одинаковы. Но если, скажем, в американском фильме про Рэмбо "Первая кровь" режиссеру понятно, чего он хочет добиться в итоге, и он этого добивается без трясущейся камеры, спецэффектов и прочей мишуры, то за тем, что творит съемочная команда "Охоты на Пиранью", уследить практически невозможно, ни понять, как Мазур делает лук, ни как он устраивает ловушки – ни-че-го! Главное, по мнению авторов, экшн, а остальное приложится.

Кстати, как признавался Андрей Кавун, он хотел снять именно трюковое кино во всех его проявлениях – минимум компьютерной графики и максимум достоверности. Ну, если достоверностью считать отрезаемую у героини косу, тогда, пожалуй...

Вот в саундтреке мелькает мотив знаменитого американского блокбастера "Миссия невыполнима". И догадливый зритель понимает, куда все клонится. Особенно после того, как Мазур иронично произносит: "А еще надо мир спасать..." Но если у Бушкова весь роман пронизан авторской иронией, то фильм заполнен штампами голливудских блокбастеров – до последней драки Мазура и Прохора на крыше поезда.

А разве не штамп то ли деревня, то ли город, в который выбираются из тайги герои? С обшарпанными домами и бараками, с помоями, выплескиваемыми прямо под ноги прохожим, с распитием спиртного прямо на улице и пьяными на дороге, с роскошной девицей, вышагивающей с коромыслом на плече? Впечатление такое, что оттуда, из Москвы, иначе взглянуть на жизнь в сибирской глуши уже не могут. Москва есть Москва, Сибирь есть Сибирь, если перефразировать Киплинга...