НУ, ЭТО НОРМАЛЬНО

Газета "Гудок"
14.04.2006
Александр Гаррос

В российский прокат вышел фильм "Охота на Пиранью" – один из главных претендентов на звание народного кинохита-2006. Чего уж там: понятно, отчего на самом деле отечественные кинокритки, в массе своей мужчины, пишут про "Охоту на Пиранью", зубодробительный боевик на грани (иногда – за гранью) здравого смысла, так одобрительно. Попробуй они не уважь бронебойного мачо каперанга Мазура (Владимир Машков)! Да их за такое девушки любить перестанут – они-то от щетинистой мускулистой харизмы боевого пловца должны таять, как свечки. А кинокритики тоже люди, им хочется, чтобы их любили. Вот и приходится...

Ну, а если серьезно: "Охота на Пиранью", снятая режиссером Андреем Кавуном (сериал "Курсанты") по мотивам романа Александра Бушкова, – вероятно, наиболее адекватный российский боевик за всю "постперестройку". При том, что белиберда это вдохновенная, стопроцентная, отборная. Судите сами. Мужественный каперанг Мазур, аквалангист-диверсант, успевший поубивать во славу Родины в разных точках земного шара, должен тайком доставить сексапильную экспертшу-химичку в затерянный таежный уголок. Цель – довзорвать уничтоженную еще при СССР секретную химлабораторию, где некогда велась работа над страшным боевым ОВ с издевательским названием "Радость жизни". Сказано – сделано, только вот по выполнении задания Мазур со спутницей попадают в руки отморозка-затейника Прохора Петровича (Евгений Миронов с выбеленной щетиной на черепе). Прохор – чудом выживший сын ученого из погибшей лаборатории. Он ведет дела с исламскими террористами (намереваясь запродать им парочку сбереженных контейнеров "Радости"), тренируется с самурайским мечом под "Болеро" Равеля, не чувствует боли, нюхает какую то страшной силы наркоту, стреляет без предупреждения, содержит костюмированную под русскую старину деревеньку, где разыгрывается эдакая жутенькая "Угрюм-река", и временами устраивает в тайге сафари, где в роли дичи выступают люди. Мазура с химичкой тоже записывают в дичь, но... Надо объяснять, каким боком это выйдет миляге Прохору?

Из всех авторов книжных хитов 90-х Александр Бушков, создатель главных "мужских романов" десятилетия, едва ли не единственный оставался не востребован ни кино, ни ТВ. Объяснение парадоксу есть. Бушковские боевики – не просто боевики. Это еще и физиологичные, насыщенные "кровью, потом и спермой" каталоги яростной ненависти: к коммунистам и либералам, "патриотам" и инородцам, нуворишам и интеллигентам (писатель, как Штирлиц из анекдота, "интернационалист – он ненавидит всех"). "Темная половина" русского классового подсознания, оскаленная, облезлая и неразборчивая, словно медведь-шатун, вылезала из этих текстов и буянила с устрашающим мрачным напором. Как все это переносить на экран, было решительно неясно, а вовсе игнорировать людоедский драйв первоисточника – решительно невозможно.

Режиссер Кавун (который, кстати, роман-основу принципиально не читал) и сценарист Дмитрий Зверьков нашли оптимальный выход. Бушковскую густую паранойю они перегнали в смешной бурлеск и смешали с выжимкой из голливудских боевиков 80-90-х (в "Пиранье" цитируется десятка полтора хитов – от "Рэмбо" и "Коммандо" до "Сломанной стрелы" и "Круто сваренных" Джона Ву, от классических вестернов – до "Леона-киллера"). Вышло лихо и уморительно: бодрость у "Пираньи" потрясающая, а предъявлять к картине какие-то серьезные претензии невозможно, потому как сама она – демонстративно не всерьез. Чего стоит тот же артист Миронов – с его шлейфом ролей по князя Мышкина включительно – с белым "ежиком" и шашкой наголо! Или артист Машков, ломающий шею огромному, как борец сумо, существу невнятного пола в строительной каске, а в наиболее безумные моменты фильма с неописуемым спокойствием приговаривающий: "Ну, это нормально..."

Да, понятно, чистый трэш, "мусор", по-русски говоря. Но ведь и без претензии, напротив, с убийственной дозой самоиронии. Отечественные боевики до сих пор как раз то и губило, что каждый из них пафосно надувал щеки – щас мы ваш Голливуд задвинем, "Крепкий орешек" уберем на раз! – и по контрасту с реальным качеством выходило невыносимо глупо. "Охота на Пиранью" щек не надувает, зато бойкие цирковые номера исправно откалывает. Зазор между амбицией и результатом тут минимален – и это уже можно считать достижением. Хотя, конечно, на деле никакого прорыва не произошло: просто отечественный производитель приблизился наконец к крепкому голливудскому уровню двадцатилетней давности. Ну, это нормально.