"ОХОТА НА ПИРАНЬЮ" И ДРУГИЕ НОВИНКИ НЕДЕЛИ

goraskidok.ru
10.04.2006

Мутный поток "криминального чтива", хлынувший на полки книжных магазинов в начале 90-х, будучи порождением сна разума, в свою очередь породил немало чудовищ. И возглавляли их стройные ряды "новорусские" супергерои, носители звонких кличек, вынесенных в названия нескончаемых циклов. Среди них была и "Пиранья" Александра Бушкова. Но после просмотра фильма Андрея Кавуна все претензии к драматургической основе отходят на второй план.

Все, конечно, познается в сравнении. И вчитываясь в свежепереизданную к премьере "Охоту на Пиранью", в которой даже имеются цветные вставки с фотографиями из фильма, нельзя не признать, что Бушков талантлив. Потому что то, во что превратили книгу сценаристы, – это ночной кошмар писателя.

Закваска сюжета в лучших традициях постперестроечного кича: полковника Кирилла Мазура, командира сверхсекретного подразделения "Пираньи", отзывают из отпуска, чтобы он сопроводил специалиста по химическому оружию (это, разумеется, привлекательная девушка) к столь же секретной лаборатории, затопленной на дне сибирского озера, которое в самом скором времени отходит под юрисдикцию Китая.

Дальше – больше: выполнив задание, Мазур и его подопечная Ольга попадают в руки каких-то опереточных злодеев в лице крашеного маньяка Прохора, держащего в кулаке всю тайгу, и его не менее пестрой кодлы. Особенно хороши девушка Прохора, кокаинистка и неврастеничка, бородатый дед, которого, разумеется, зовут Кузьмичом, и штабс-капитан в форме Белой гвардии. На атмосферу комикса работает еще несколько замечательных персонажей, но заострять на них внимание – много чести.

Подобно Фаусту, которого он, кстати, цитирует наравне с Ницше, Прохор скучает. Одно из его любимых развлечений – охота на людей, для которой и были словлены Кирилл и Ольга. Им предстоит быть выброшенными из вертолета посреди тайги в составе целой команды "дичи". Им вдогонку отправляется отряд вооруженных по последнему слову техники охотников с собаками и следопытами. Но вся загвоздка в том, что поклонник творчества Ницше Прохор себя переоценил, а Мазура недооценил. И дичь очень скоро поменялась с охотниками местами.

Сюжет знаком многими голливудскими постановками, главной среди которых является "Трудная мишень" с Жан-Клодом Ван Даммом. Фильм, мягко говоря, небезупречный, но все же поставленный Джоном Ву, и чтобы тягаться с ним, нужно обладать самомнением Прохора. Кавун взялся, поставив на двух давно сработавшихся звезд – Машкова и Миронова, и вполне мог в этом преуспеть, но опыта, видимо, не хватило. Да и самомнения, судя по всему, тоже.

Кавун не претендует на авторский стиль, строя свой фильм по кирпичикам, каждый из которых – кусок из чужого фильма. Он великолепно насмотрен – этого не отнять, но если убрать из ленты все заимствования – останется пшик. Даже присказка Мазура "ну, это нормально", которая начинает доставать раз на пятый, – сотни раз использованное клише.

И сколь бы ни было велико недовольство картиной, концовка способна вызвать новый всплеск эмоций. Потому что сцена финальной схватки потребовала серьезной обработки, но спецэффекты сделаны так плохо, словно ее делали дошкольники на уроках по компьютерной грамотности. По словам режиссера, это был эксперимент – он хотел проверить, правда ли, что при росте динамики зрители перестают обращать внимание на детали. Не перестают, Андрей!

Когда же пойдут титры, поскорее убежать захочется при первых звуках рашен-рэпа, а-ля "Ночной дозор" пересказывающего события ленты. Это, наверное, для тех, кто почти не смотрит кино, дабы даже им было понятно, что в ней нет ничего своего.

Чтобы капнуть меда в бочку дегтя, скажу , что позитив все-таки есть. Во-первых, как ни крути, фильм действительно динамичный и яркий, хоть и шизовый. А во-вторых, как всегда хорош Машков. В сцене купания в водопаде (тиснутой из "Робин Гуда" с Кевином Костнером) зал наверняка накроет единодушный стон девушек, которые по достоинству оценят задницу актера. Так что это тот редкий боевик, на который можно идти парами. Если, конечно, задница позволяет. ...