МОЖНО ЛИ УБИТЬ МИРОНОВА?

volgograd.ru
07.04.2006
Александр Иванов

Вот, наконец, наши киношники добрались и до темы спасения мира. Встречайте: наш Брюс Уиллис и Джон Рэмбо в одном флаконе Владимир Машков предотвращает вселенскую катастрофу в фильме "Охота на Пиранью", мощно рекламировавшемся последние недели.

В своем стремлении догнать и перегнать Голливуд наши кинодеятели, похоже, начинают перегибать палку. Вот, спрашивается, почему так во всем мире популярны американские фильмы? Лучшие из них сняты очень зрелищно, но на полном серьезе. А вот чем занимается наш коммерческий кинематограф? Производит кино а-ля Голливуд, но почему-то постоянно пытается стебаться над жанром "экшн". И даже когда не пытается, все равно получается стеб. В последнем случае яркий пример – "Мужской сезон", в первом – рассматриваемый фильм "Охота на Пиранью".

Андрей Кавун, снявший этот "жестяной" боевик, конечно, знатный режиссер современности – на его счету ведь удачный сериал "Курсанты" (о всеобщей сериализации страны даже говорить не хочется). А Александр Бушков, автор творения под названием "Охота на Пиранью", по которому и снят фильм, конечно, знатный писатель современности. Но шуточки в сторону.

Что представляет из себя "Охота на Пиранью"? Это чудовищная смесь из разных фильмов, в которой главные роли отведены Владимиру Машкову и Евгению Миронову, причем первый играет привычно крутого парня, а второй исполняет роль карикатурного злодея-альбиноса. Но о Миронове ниже.

Начало фильма – это советская "Обитель зла": в тысяча девятьсот семьдесят каком-то году в химической лаборатории происходит утечка опасного вещества (причем происходит очень весело – мужик в защитном костюме почему-то танцует рядом со смертельно опасной жидкостью), вследствие чего происходит затопление помещений. Дальше – тот же "Мужской сезон": через 30 лет в крутом правительственном учреждении (где девушки почему-то ходят с расстегнутыми блузками, отчего видно их нижнее белье) крутые мужики обсуждают проблему затопленной лаборатории и посылают ее взорвать самого крутого из них. Это, ясный пень, Владимир Машков. Артист, судя по всему, специально подкачался к съемкам "Охоты" и находится в великолепной форме, отчего его крутизна смотрится до определенного момента весьма органично. Затем идет стандартный показ стандартного злодея Прохора (смотри любой голливудский фильм) – Евгений Миронов с обесцвеченными волосами упражняется в размахивании саблей. А после этого начинаются настоящие чудеса. Авторы беззастенчиво скрещивают фильмы "Бегущий человек", "Рэмбо" и "Загнанный", отягощая их доморощенной и ну очень дикой находкой: в тайге якобы проживают старообрядцы, которые частично сохранили быт позапрошлого века. Правда, их создатели "Охоты" увидели очень своеобразно: старообрядцы, по их версии, это один мужик с бородой, типа духовный лидер, и куча мужиков в белогвардейской форме плюс бабы и ребятня в домотканых одеждах. Сюр, в общем, крепкий.

В концовке фильма режиссер переключился на отечественные картины: схватка Машкова со злодеями – это одновременно пародия на "Брата", "Америкэн бой" (такое впечатление, что этот ужас эпохи перестройки Кавун просто процитировал) и на несчастную "Матрицу". Полковник Мазур (это так героя Машкова в фильме зовут) в старом длинном кожаном плаще идет по какому-то заброшенному заводу, где без остановки мочит врагов из их же оружия и пинает их с особой жесткостью, напевая при этом "Капитан, капитан, улыбнитесь". И вот здесь становится уже совсем смешно. Если две трети фильма "Охоту" можно было смотреть как отечественную попытку снять лихой боевик, то после подвигов Машкова начинаешь понимать, что режиссеру стало скучно снимать серьезное кино о спасении мира и он стал откровенно стебаться над жанром. И вот это странно и удивительно. Ну, кто мешает снимать иронический боевик? Или удачно шутить, не выходя за рамки жанра? Ведь очень в тему герой Машкова прикалывается: "Ужин никто не отменял. А потом еще мир спасать надо". Нет, этого почему-то мало, надо все довести до абсурда, а потом сидеть и радоваться: "Ну, мы же несерьезное кино снимали, че, и пошутить нельзя?". Пошутить-то можно, вот только когда звучит драматическая музыка и хорошие артисты Машков и Миронов изображают нечеловеческие муки – это не смешно, от этого плакать хочется.

Роль Евгения Миронова – это отдельный разговор. Ну, устал, похоже, замечательный артист от заумных ролей, не все же князя Мышкина играть? Хочется попробовать себя в другом амплуа. Первый опыт Евгения пришелся на фильм-плагиат Егора Кончаловского "Побег", теперь еще один ужас. Белобрысый Миронов – это конечно, выглядит непривычно, но вот маска злодея ему явно не идет, и когда он с окровавленным лицом кровавыми руками вытаскивает из себя штырь и кричит: "Мне не больно, меня нельзя убить", это очень, очень черный юмор. Беда только в том, что "Охота на Пиранью" проходит под рубрикой "боевик", а не "комедия", и Евгений Миронов, изображающий вселенского злодея, – это очень грустно.

"Охота на Пиранью" – это вообще чудесный фильм, полный необъяснимых моментов. Авторы, как это и полагается в Голливуде, страдают амнезией. Вот герои после чудовищного взрыва (не станем спрашивать, как они выжили) оказываются в плену у врага, на них лишь порванные костюмы для подводного плавания. Однако когда на них начинается охота, они уже одеты в свою одежду и обувь. Враги, похоже, оказались добры настолько, что спасли все вещички пленников и выдали их обратно. Чудесен и диалог главного злодея и главного положительного героя: во время галантной вечерней беседы, когда полковник Мазур, избитый и окровавленный, находится в колодках, они цитируют Ницше, Гете, Пушкина. Наши герои и злодеи – они такие, они особенные.

А еще из фильма в фильм кочуют так называемые московские глюки: ну, не знают московские товарищи провинциальную жизнь, спросить, видно, стесняются по природной застенчивости, вот и появляются у них замечательные ляпы. Вот сколько, по вашему, может стоить две порции шашлыка и кофе в провинциальной забегаловке? В "Охоте" это 354 рубля. Если учесть, что та темная бурда, что наливают героям, к кофе имеет далекое отношение и стоить может рублей 15, то две порции шашлыка выходят в 330 рублей. Для справки. В "Русском пирожке", что находится рядом с вокзалом и цены там не самые низкие в Волгограде, 100 граммов шашлыка стоят 35 рублей, то-есть, по нашим ценам герои накупили килограмм мяса, хотя их порции были весьма и весьма небольшие.

Или еще чудный кадр. Герои идут по страшному провинциальному городку, где бухие мужики валяются рядом с играющими детьми, и видят еще одного дикого мужика, который выходит из дома с бензопилой. Не удивляет? Так у него бензопила новая и производства фирмы "Хускварна". Откуда ж в такой дичи такие достижения техники?

В общем, "Охота на Пиранью" – яркое, непонятное зрелище с кучей известных актеров и предсказуемой концовкой, рядящееся в одежды боевика. Непохвальная попытка закосить под крутой голливудский боевик.

Любите хорошее кино!