БАТОН БЕЗ ИЗЮМА

kg-daily.ru
01.06.2006
Юрий Лущинский

Несмотря на сладкозвучное, мягкое и интеллигентное звучание, слово "эволюция" никогда не предвещает ничего хорошего. Это гребаный бульдозер – медленный, точно тектоническая плита, бесшумный, словно сосед-академик, и смертельный, как концерт Винокура.

Экшны как самостоятельный вид (а не просто как жанр) тоже попали под ковш совершенствования и потоки ветра перемен. Везунчики умирали быстро и безболезненно, а вертлявые и живучие оказывались на обочине. То-есть, в резервации. То-есть, в полной жопе.

С кем вы, великие герои прошлых лет? Куда делся техасский рейнджер Уокер? Стивен Никонович Сигал, как Вы себя чувствуете? Не пора ли уже переходить на внутривенное питание? Мистер Ван Дамм, о, мистер Ван Дамм... Господи, да он же не дышит! Кто-нибудь, поднесите зеркальце к его синюшным губам. Что, явных признаков жизни нет, но тело подергивается? Зомби в чистом виде, ага. И сиквел "Универсального солдата" был тому первым подтверждением.

Ладно, не будем ворошить прошлое – сегодня у нас в гостях люди, которые сделают это самолично. Знакомьтесь – создатели художественного фильма "Охота на Пиранью".

Сразу оговоримся – люди неглупые, талантом осененные. И, если говорить о доказательной базе, то вот вам самый простой и убедительный аргумент: возьмите экранизацию Лукьяненко "Азирис Нуна" (знаем – склизко и воняет, но искусство требует жертв). Режиссер Компасов повел себя по отношению к первоисточнику как самая настоящая, простите за невольный каламбур, пиранья – вырвал из повествования отдельные куски и размазал их по кинопленке абы как – без объяснений, всецело полагаясь на осведомленность зрителя. Режиссер Андрей Кавун иной раз поступает точно так же, но вопросов к нему не возникает – все так, как есть, и иначе и быть не может. Сентенция в духе перезагруженного Морфеуса, но хорошо описывает сюжетную целостность фильма.

Сюжетную, но, увы, не атмосферную.

Цитата: "Есть вещи посильнее "Фауста" Гете".

Оговоримся еще раз: все ниженаписанное – субъективизм в чистом, концентрированном виде. Не исключено, что почтенный читатель обратит внимание на то, как Кавун обращается с такой субстанцией, как "сюр". Или, чем черт не шутит, получит от подобного обращения изрядную долю удовольствия.

Как бы половчее это живописать?.. Представьте себе Джона Мейтрикса, который бы весь фильм вел себя так, как полагается – толкал в горку джип, прыгал с шасси взлетающего самолета, ел на завтрак зеленых беретов, а под конец, вместо грабежа оружейного магазина и последующей атаки в лоб, вдруг взял, спер пушку и обстрелял вражин с безопасного расстояния. Признайтесь, немного сбивает с панталыку, да?

Так вот, в "Охоте на Пиранью" все с точностью до наоборот. Первая половина фильма – кросс по тайге – апеллирует к классике кинематографа, к золотому фонду боевиков, когда серьезный профессионал (пусть и находящийся в невыгодном положении – измотанный, кустарным способом вооруженный, таскающий за собой бесполезную компанию) учит превратностям жизни хорошо вооруженных преследователей-любителей. Как красиво и тонко Джон Рэмбо обслужил городскую полицию во время их первой встречи в лесу, точно так же ведет себя и Мазур, бесконечно удивляя (зачастую – с летальным исходом) головорезов Прохора.

Ну а дальше, вырвавшись в более-менее обжитые места, главгерой начинает вести себя как расшалившийся Терминатор – выглядит это красиво, спору нет, но ужасно противоестественно, абсолютно не сочетаясь с осторожным и хладнокровным лесным хищником. И из-за этого поведения и подставляется под пули аккурат в тот момент, когда сценаристу требуется сменить локацию для продвижения сюжетной дрезины вперед.

Вот, пожалуй, так и звучит главная претензия к фильму – уж слишком резкий скачок давления получается, слишком сильно и неприятно он бьет по голове.

Что до остального, то картина лихо и уверенно показывает набор эффектов на уровне типичного боевика, и точно не мается комплексами от своего пробу-ставить-некуда сюжета. Не марается высоким героическим пафосом. При любом удобном случае острит – чаще всего удачно.

Но при всем при этом у "Охоты" нет ничего своего. Она полностью лишена индивидуальности и даже в лучших своих проявлениях в патентном бюро ей делать нечего – засмеют. Экшны последнего десятилетия под гнетом жестокого отбора и конкуренции только и делали, что старались приобрести собственное лицо, дабы как можно ярче выделяться из серой массы. На счастье режиссера Кавуна, серая масса в нашем кинематографическом заповеднике отсутствует. К его же несчастью – когда выйдет что-то более достойное, "Охота на Пиранью" вполне может ею стать.