"ОХОТА НА ПИРАНЬЮ"

subscribe.ru
10.04.2006
Серж Кочерыжкин

В последнее время мне все чаще кажется, что следить за развитием современного отечественного кинематографа – занятие, будоражащее ничуть не меньше, чем поездка на американских горках. Не зря их, видимо, в той же Америке называют "русскими горками". Никогда не предугадаешь, куда тебя вывезет очередной поворот родного кинопроизводства: к неожиданному скромному триумфу, сокрушительно жестокому провалу или чему-нибудь и вовсе несусветному. И "Охота на Пиранью" в этом плане идеально вписывается в общий вектор движения нашего кино – в том плане, что выделывает нечто такое, чего ожидать от нее не мог никто. Вряд ли кто-то рассчитывал встретить в новорусском боевике, снятом по книге весьма, гм, неоднозначного писателя Бушкова, торжество традиционных киношных ценностей.

Нет, погодите ухмыляться – сама по себе диковатая, бесшабашная и весьма стукнутая на голову "Охота на Пиранью" имеет довольно мало общего с традиционализмом. Это типичный продукт нулевых, в котором без всякого зазрения совести смешиваются самые неожиданные составляющие. Торговля суперсовременным оружием и наркотиками тут соседствует с возрожденным посреди тайги крепостным правом, геополитика встречается с зубоскальством, а судьбы мира решаются то рукопашной схваткой в задрипанной шашлычке крохотного сибирского городка, то битвой на саблях на крыше вагона движущегося поезда. Традиционализм создателей фильма проявляется в другом – в том, что даже в таком, казалось бы, не самом вразумительном жанре они поставили во главу угла сценарий и актерскую работу. И не только не прогадали, но и попутно выяснили, что при наличии крепкого сценария и отличных актеров режиссер-дебютант может спокойно позволить себе лажать тут и там – никто особенно не заметит.

Я не знаю, к каким еще фильмам писал сценарии (и писал ли) драматург Дмитрий Зверьков (к слову, бывший сценарист "ОСП-студии"), но после "Пираньи" я буду особенно внимателен к каждому фильму, над которым он будет работать. Таких блестящих, отточенных диалогов, как в "Охоте на Пиранью", в отечественном кино не наблюдалось уже довольно давно. Растащить на цитаты на все случаи жизни здесь можно чуть ли не полфильма – и это не считая коронной фразы героя Владимира Машкова, которая не уступает по емкости и выразительности знаменитой "I'll be back". Среди актеров же в первую очередь постарались, конечно, старые приятели Машков с Мироновым. В исполнении Машкова бравый капитан спецназа Кирилл Мазур вышел вполне адекватным отечественным ответом какому-нибудь Джону МакЛейну из "Крепкого орешка" – чего стоит одна только сцена ближе к финалу, в которой Машков методично и деловито расстреливает противников из всевозможного оружия, бормоча по ходу дела себе под нос слова песенки "Капитан, капитан, улыбнитесь".

Главный злодей тоже получился под стать герою – в роли блондинистого барина-кокаиниста по имени Прохор Петрович умница Миронов хорош просто дьявольски, независимо от того, раздает ли он деревенским детям связки баранок с кареты или отстреливает провинившемуся подчиненному ухо ("А прицел все же поправь – а то я в лоб стрелял, а в ухо попал"). Возлюбленная героя, ученый-химик Ольга (Антонова) получилась менее яркой, хотя за пикировки с Мазуром в начале и феерический монолог про то, как ей не идет короткая стрижка, ей можно все простить.

Режиссер-дебютант Кавун, как уже говорилось выше, периодически не ценит того великолепия, которое оказалось в его распоряжении, и дает жесточайшего маху – местами на изображение попросту тяжко смотреть, как, например, во время сопровождающего начальные титры "финчеровского" полета камеры по комнате главного героя, или в тех местах, где вступают в силу спецэффекты. Его стараниями "Пиранья" все же не добирается до того уровня великолепия, который она легко могла бы взять. Тем не менее, даже в таком, не самом блестящем виде, "Охота на Пиранью" на голову выше какой-нибудь "Жести" или "Статского советника". Хочется, чтобы она оказалась не белой вороной среди общей стаи, а предвестником того, что будет дальше. Продолжения, кстати говоря, хочется тоже.