МИРОНОВ И МАШКОВ НАНОСЯТ ОТВЕТНЫЙ УДАР

kinokadr.ru
09.04.2006
Роман Корнеев

Под бодрый выполз камеры, выскольз титров и жизнелюбивый перезвон неурочного телефона спит народный любимец и красавец Мазур-богатырь. Он спит, но ровно через двадцать минут он проснется. Он поедет работать.

Работы у него тяжкия, заботы тяжелыя, все мир спасать от злого недруга, от ворога лютого, да арабского террориста с олигархом обиженным, каковым Мазуру надобно теперь не дать-не позволить совершить преступление против родины-матушки, да под бдительным руководством кого следует.

Примерно в таком вот разудалом гусляр-стиле следовало было бы правильнее пересказывать рекламным буклетам "Охоты" сюжет новейшего отечественного сайберия-боевика. Оно и правда, боевик как героическая сага уже вроде лет десять минимум как почил в бозе (см. "Последний герой боевика") и стилистическая архаика тут уместна на все сто; с другой стороны, это чисто наше, русское-народное кино. В каких угодно смыслах этого слова – тут вам и Иванушка с Аленушкой, и Кощей Бессмертный, да и наши родные ряженые казачки радуют глаз – не то слово. Не забудем и гордое звание русского блокбастера, в котором что ни снимай – все одно получится городское фэнтэзи, с погружением в сумрак и ненарочной пародией на все подряд, включая самого себя.

А если приложить к портрету неунывающего монтажера-высотника кричащую в лицо зрителю камеру оператора-специалиста по рекламным роликам и явное желание продюсера сэкономить на мутноватой, чуть не свемовской, прости господи, пленке, тут картина окончательно переходит на стадию насыщения. Класса "все с вами понятно". Впрочем, все не так плохо, как может показаться.

Да, трехстраничный список заимствований из западного кино восьмидесятых-девяностых – но мы его тут зачитывать не станем. И артикулировать прочие классические огрехи "срединного пилотажа" тоже – неинтересно. Да, картонные персонажи второго плана, да, снимаем как в последний раз, да, мешаем сюжетный "креатифф" в одну кучу – подземные лаборатории, выбеленных головой олигархов о катане, поросших дредами девиц, "химичек" с четвертым размером обряжаем в акваланг, параллельно делая главного героя рэмбом, а главного негодяя – Робертом Патриком a.k.a. Т-1000. Все это понятно и обсуждения не стоит.

Переделка вполне себе трэш-боевичкового сюжета романа Бушкова в научно-фантастический боевик тоже – вполне в рамках традиции. Так и слышу этот диалог сценариста с продюсером: что, едет в Сибирь в отпуск? – да, так в книжке. – с женой? – с женой. – нет, так неинтересно, пусть он едет не в отпуск, а работать, и не с женой, а с эротической коллегой, от которой он будет всю дорогу спасать мир. В нашем кинопроизводстве сейчас и не такое случается.

Между тем радость жизни состоит в том, что весь этот несказанный бред с сибирскими казачками, отходящими Китаю озерами, ужасным химоружием, категорически спасенным мальчиком, продажными губернаторами, "барин, к нам приехал барин", тупым начальством и супергеройством, переходящим в рукопашный бой на пересеченной местности – вот все это по сумме попыток, в виде единого целого на экране смотрится на удивление хорошо, под одобрительный смех в зале и умильную улыбку, запасенную на финальный засос в диафрагму.

Кино в итоге получилось неплохое, вот такой парадокс. И берет оно не гипермонтажом (глаза начинают болеть на пятой минуте, право, за весь фильм длинных планов дай Бог если минут на десять набралось), не героическим состриганием волос для тетивы и не зайцем, аки Горлум, принесенным к костру во имя вечной дружбы и товарищества. Фильм берет, как это бывает обычно, юмором. Мазуровское сакраментальное "ну, это нормально", "мы принимаем бой", погром в пельменной (включая тонкий момент с "ударом тупым предметом – телефонной трубкой"), диалог супротивников при луне, игра в "три или четыре", и финальное "да ты живой, морячок".

Фильм берет не натужными операторскими изысками, на фоне размеров зерна у пленки они представляются скорее вынужденной мерой, я уж молчу про дань традиции. Фильм берет азартом, который был утерян как раз перед самой смертью классического жанра американских боевиков восьмидесятых. Мазур азартно мочит врагов, белобрысый герой Миронова азартно за ним скачет по горам-по долам, периодически роняя слезу, сиделец Зима азартно изображает мятущуюся, многоплановую фигуру, гражданка приятной наружности сначала азартно изображает "секретаршу босса", потом так же азартно кидается в амур, аки в прорубь.

И кому какое дело до внезапно оживающих и непонятно как и зачем помирающих персонажей, когда каждый "рассейский экскурс" мигом становится уместно рассказанным анекдотом, а вместо "как страшно жить" нам показывают задорную и в общем-то сказочную историю про борьбу бобра и козла. И самая ее квинтэссенция случает под конец, когда думообразный ганфайр-сиквенс по заброшенному заводу, а потом легкая поскакушка на крыше вагона с сабельками наперевес – бодро, с юмором и зажигательно.

Нет, это не веха в мировом киноискусстве, это и не претендент на повергающие в шок сборы, на сеанс этого фильма не будут стоять сумасшедшие очереди. Но и посмотреть его можно с удовольствием, с попкорном и пивком, а что еще нужно от фильма в разгаре полупустого апрельского проката? Единственно, детей на сеанс приглашать я бы все-таки не стал, грубовато-с местами. А так – велкам, развлекайтесь в свое удовольствие. До встречи в кино.