"ОХОТА НА ПИРАНЬЮ" – "ЭТО НОРМАЛЬНО"

polit.ru
06.04.2006
Леонид Клейн

Разница между "Идиотом" и "Охотой на Пиранью", где Миронов и Машков тоже снялись вместе, заключается в том, что в телесериале герои любят одну женщину, а в боевике – разных. И еще: в "Идиоте" Мышкин такой тщедушный и нервный, а Рогожин такой красавец и мачо, да еще с ножом все время ходит, порываясь то и дело убить несчастного князя, – и до того обидно это стало Миронову, что в новом фильме Андрея Кавуна он решился взяться за оружие и навсегда отомстить Рогожину-Машкову за прошлые унижения.

Не получилось. Потому что Машков – это полковник ФСБ, супермен, который, оказавшись в совершенно безвыходной ситуации, спасает себя, свою подругу, случайных людей и весь мир, а Миронов играет всего лишь бандита Прохора, отморозка и бяку. Конечно, по замыслу режиссера, Прохор не простой бандюга, а человек со сложной судьбой: в детстве он был прилежным мальчиком, сыном сотрудника засекреченной советской химической лаборатории, и часто заходил к папе на работу. На работе случилась авария, вещество, которое разрабатывалось там, разлилось, и страшно тоталитарный режим затапливает всю лабораторию вместе со всеми сотрудниками. Мальчик чудом выживает, но, наглотавшись секретной жидкости и потрясенный смертью отца, произошедшей у него на глазах, вырастает в чудовище, которому неведомы ни боль, ни жалость. Теперь этот Прохор принимает наркотики, торгует оружием и устраивает – забавы ради – охоту на безоружных людей.

Дальше сюжет пересказывать бессмысленно, потому что основное содержание фильма – бесконечная игра в "казаки-разбойники" со стрельбой, рукопашным боем, разнообразными трюками, взрывами и другими необходимыми аксессуарами, которые положены жанру боевика. Детям среднего школьного возраста очень понравится, остальные смогут вынести из зрительного зала несколько деталей, связанных с игрой Машкова.

Во-первых, фразу "Это нормально", которую брутальный герой смачно повторяет в фильме раз двадцать и которая, без сомнения, войдет в цитатный фонд российской кинематографии.

Во-вторых, лирическую сцену, когда полковник ФСБ голый моется под водопадом, а из-за деревьев за этим зрелищем наблюдает его боевая подруга Ольга (Светлана Антонова). Ни она, ни зритель не видят ничего, кроме мощного торса Владимира Машкова, – тем не менее продюсер картины Валерий Тодоровский назвал эту сцену одной из самых сексуальных в современном отечественном кино.

И в-третьих, бесконечное обаяние Машкова, который необыкновенно органично смотрится в роли отважного капитана, сильного, смелого, чуть ироничного, никогда не унывающего и, естественно, непобедимого. Собственно, на Машкове и строится вся картина, потому что все остальное – нехитрый набор киноштампов, абсолютно неправдоподобных сюжетных ходов и каких-то диких диалогов между героями. Об одном из них стоит упомянуть. Ночь. Полковник ФСБ, закованный в страшные деревянные тиски, после пытки приходит в сознание. Бандит Прохор подходит к нему, предлагает закурить и вдруг ни с того, ни с сего начинает читать стихи. Миронов цитирует несколько строчек – Машков подхватывает и дочитывает строфу до конца, после чего оба вспоминают знаменитое изречение Канта о звездном небе и нравственном законе. Сразу видно, что Рогожин и Мышкин не наговорились о вечном в сериале Владимира Бортко.

Впрочем, без таких вот забавных сцен снимать фильм было бы, наверно, скучно. Сама картина сделана по мотивам одноименного романа Александра Бушкова, и слава Богу, что по мотивам. Бестселлер современного автора – книга запредельно скучная и, скажем мягко, не очень талантливая. "На запястьях у него сомкнулось холодное железо. Щелкнули наручники. Сзади удивленно пискнула Ольга – ее тоже заковали", – таков стиль романа, растянутого на шестьсот страниц. Поэтому автору сценария Дмитрию Зверькову нужно поставить памятник – не каждому удастся из такой словесной трухи слепить компактный сюжет для боевика. На пресс-конференции после демонстрации фильма представитель издательства, выпускающего книги Бушкова, поинтересовался у режиссера, какой из девяти (!) романов из серии "Пиранья" тот прочел. Андрей Кавун, выдержав секундную паузу, честно признался "Никакой. Я романа не читал".