ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОХОТЫ

kino.ru
Александр Калугин

Слово "экшн", пришедшее в наш лексикон из английского языка, последнее время очень часто употребляется отечественными кинематографистами, пытающимися в болезненном упорстве доказать, что "мы" ничуть не хуже Голливуда, что "мы" тоже можем снимать своих "Рэмбо" и "Крепких орешков". Именно к этому жанру создатели "Охоты на Пиранью" относят свою картину. Экранизация популярного в народе автора зубодробительных книжек Александра Бушкова привлекла на удивление хороший актерский состав: Владимир Машков, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Андрей Мерзликин. И если в фильмографии Машкова фигурируют несколько второсортных боевичков "забугорного" происхождения, то для Миронова, всегда так тщательно выбирающего свои роли, подобный актерский опыт абсолютно нов. Дуэт, запомнившийся зрителям, прежде всего по телеэкранизации Достоевского, предстает в "Охоте на Пиранью" в совершенно ином амплуа: беспощадный бандит и непобедимый спецназовец. Наконец-то всем любителям Бушкова и ненавистникам Достоевского, засыпавшим в школе на уроках литературы, предоставляется уникальная возможность: увидеть, как князь Мышкин и Парфен Рогожин рубятся на мечах, аки горцы шотландские, на крыше идущего сквозь компьютерные пейзажи поезда. Классики здесь отдыхают.

Сюжетец богат всеми необходимыми атрибутами американских боевичков 80-х годов. В фильме есть и суперзлодей, почти что доктор Зло, обладающий сверхсекретным химическим оружием и развлекающий себя на досуге охотой на Homo Sapiens. Есть и отважный капитан, а-ля Джеймс Бонд с задатками Рэмбо, чья профессия – спасать мир – весьма банальна для подобного жанра. И, конечно же, есть девушка, которая хоть и не является Настасьей Филипповной, но тоже весьма роковая и капризная барышня, да еще и с третьим размером форм. В перерывах между рубиловом, герои, как плохие, так и хорошие, с легкостью цитируют Канта, Пушкина и Гете, тем самым, видимо, в очередной раз доказывая свое превосходство над людьми обычными, мир не спасающими, читающими Бушковых, Марининых и Донцовых.

Не обошлось и без обилия киноцитат. Легко узнаются эпизоды из самых разных фильмов: "Миссия невыполнима", "Брат 2", все тот же "Рэмбо", "Бегущий человек" – лишь некоторые из них. Для пущей "оригинальности" картина приправлена сценами из джармушевского "Мертвеца", черно-белыми вставками и этнической музыкой.

Что ж, если такие "звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно". Вот только неплохо было бы придумать собственный аналог забугорному слову "экшн" и чуть меньше ориентироваться на уже снятые там фильмы. Что же касается коммерциализации отечественного кинематографа в целом, то, наверное, это явление вполне закономерно и неизбежно. Как бы сказал главный герой фильма: "Ну, это нормально".