ГДЕ СИДИТ ФАЗАН

Журнал "Сеанс" №29/30
12.2006
Станислав Ф. Ростоцкий

Первый просмотр "Охоты на Пиранью" неизбежно аукается в мозгах и, покалывая углекислыми шпильками, пузырится где-то в носоглотке, как после залпом опустошенного стакана газированного напитка. Причем первым делом приходит на ум не какой-нибудь забугорный "Доктор Пеппер", а памятная многим шипучка с сиропом из автомата за три советские копейки (или за шесть, если применить прием, известный как "двойной сироп" – сразу же после того, как аппарат выдавал первую подслащенную порцию, стакан убирался, и в прорезь монетоприемника отправлялась следующая денежка – чтобы послаще). Примерно в то же самое время, как железные жаждоутолители доживали свои последние деньки, целевая аудитория "Пираньи" имела возможность ознакомиться с последними на то время достижениями западного кинематографа в жанре action в видеосалонах разной степени комфортности. Уроки полулегальных показов не прошли впустую, и поэтому в урочный час главного героя "Пираньи" встретили, как родного.

Итак, знакомьтесь: Кирилл Мазур (Владимир Машков), капитан первого ранга, по-сухопутному – полковник. 20 лет диверсионной работы, 7 ранений, 146 отечественных наград (и 8 от других государств), ныне – инструктор боевого спецподразделения "Пиранья". Или – если верить уже не мазуровскому начальству, а Ольге Хмельницкой (Светлана Антонова), "в первую очередь не барышне, а капитану", специалистке по всякого рода отравляющим веществам и средствам массового поражения, – "подержанный солдафон с комплексом супермена и одной извилиной". В том, что оба определения так или иначе имеют право на существование, можно будет убедиться, когда Мазур и Ольга отправятся под видом отпускников-туристов на плоту по великой русской реке Шантаре где-то неподалеку от китайской границы, чтобы найти и уничтожить давным-давно затопленный военный объект 74 565 ВНК.

Задание вроде бы выполнено – но, придя в себя после мощного подводного взрыва, Мазур и Ольга обнаруживают себя на странной заимке, обитатели которой одеты в белогвардейскую форму, крестятся двумя перстами, но при этом вооружены сверхсовременным оружием. А владеет этим странным "провалом во времени" некто Прохор Петрович (Евгений Миронов) – мегаломаньяк и торговец оружием международного масштаба, садист-кокаинист, вполне комиксовый диктатор, настоящий хозяин тайги, на досуге развлекающийся (и развлекающий своих гостей) охотой на людей. В разряд дичи на время очередного показательного сафари попали и Мазур со спутницей. Но охотники даже и не подозревали, что их очередная мишень окажется настолько трудной...

Фильм дебютанта Андрея Кавуна поставлен по роману pulp fiction Александра Бушкова. Подсчитывать расхождения экранизации с оригиналом смысла не имеет, хотя их немало – начать хотя бы с того, что по Шантаре книжный Мазур отправляется именно что в отпуск, и не со случайной напарницей, а с вполне законной и любимой женой, а ни о каком секретном оружии речи нет в принципе. Гораздо важнее, что в фильме сознательно сглажена вся вполне достоверная жестокость и неприкрытый натурализм романа Бушкова. Зритель не увидит ни специальных (и куда как негуманистических) приемов, которые использует Мазур на пути к спасению, будет счастливо избавлен от невообразимых сцен пыток и минует сексуальные эскапады, которым герои романа предаются на всем протяжении повествования (хотя, конечно, немного жаль, что не получила экранного воплощения сцена, в которой изголодавшиеся по плотским наслаждениям Мазур и Ольга используют в любовных утехах "горсть малины и соболий хвост"). Потому что истинные истоки "Пираньи" берут свое начало все-таки не в книжной, а в кинематографической традиции.

В сущности, Кавун и компания создали не просто "новый русский боевик", а весьма удачный (и порой откровенно блистательный) оммаж, посвящение тому самому кино, которое является ровесником пресловутых газированных автоматов. Временами это дается понять совсем уж лобово – вот Мазур изготовляет лук из подручных материалов, как Джон Рэмбо в исполнении Сильвестра Сталлоне; вот насаживает очередного противника на крюк, как тот же Сталлоне в фильме "Кобра"; вот сражается с горящим противником, подобно героям не всеми идентифицируемого, но весьма распространенного во времена оны гонконгского боевика "Стрелки". Наконец, огромный здоровяк-дуболом, возникающий на пути Мазура во время одной из самых ответственных схваток, кажется сводным славянским братом Профессора Танаки – японского гиганта с непроницаемой физиономией, который точно так же возникал на пути и Арнольда Шварценеггера, и Чака Норриса, и едва ли не всех остальных героев боевиков за отчетный период. Есть и более поздние заимствования: так, например, пергидрольная прическа Прохора Петровича кажется калькой с тупейного экзерсиса, устроенного на голове Феникса – антигероя чуть более позднего боевика со Сталлоне "Разрушитель", а штаб-квартира "Пираний" неотличима от аналогичного законспирированного штаба спецслужб в шварценеггеровской "Правдивой лжи".

Но в кои-то веки подобные заимствования не кажутся нарочитыми и нелепыми. Пазл "Пираньи" складывается на диво ловко, в строку ложится все – и недвусмысленные цитаты из боевой классики прошлого, и клиповый наворот сверхнового времени, и на редкость удачные шутки, предназначенные специально для тех, кто и не подозревает о трехкопеечной газировке и просмотре видеомагнитофона за деньги, но зато прекрасно помнит результат футбольного матча Аргентина-Ямайка – по хиту группы "Чайф". Так что продюсер проекта Валерий Тодоровский может при желании примерять на себя лавровый венок знаменитого американского продюсера Джоэля Сильвера, в начале 80-х раскрутившего маховик того самого, настоящего американского боевика, который до сих пор является стопроцентным эталоном кино подобного рода: "Крепкий орешек", "Коммандо", "Смертельное оружие", "Дом у дороги", "Джексон по кличке Мотор"... Все, что ценим мы и любим, чем гордится коллектив. Идеальная смесь из запредельного насилия и обоюдоострого юмора. Ставка на положительного героя, воплощение добра с огромными кулачищами и спецподготовкой, и инфернального злодея, которому сам черт не брат. Высококачественный гибрид высоких технологий и непередаваемой душевности, основанной на местных реалиях. И неизменный хэппи-энд – мало кто помнит, что в книге Дэвида Моррела Джон Рэмбо погибал, в то время как в кино его витальной силы хватило еще на две серии. Точно так же и с Мазуром – если его книжный оригинал терял практически все, что только можно потерять, и даже месть не приносила радости, то киношный каперанг не только свалился с лестницы, но и получил принцессу. А потому готов к новым подвигам, которые явно не заставят себя долго ждать.

Короче говоря, как признавался один из обитателей заимки, обозревая выдающиеся формы притороченной к седлу пленницы-Ольги, – "моему взгляду не оскорбительно".