"ОХОТА НА ПИРАНЬЮ" НАЧАЛАСЬ!

Журнал "Time Out Москва" №13
03-09.04.2006

Этот фильм – самый убедительный и цельный из боевиков, появившихся на российских экранах за последние лет пятнадцать, а то и все двадцать. И хотя имя режиссера "Охоты на Пиранью" Андрея Кавуна вряд ли попадет в учебники, да и зрители его не запомнят, расстраиваться постановщику все же не стоит. Смотреть его работу будет вся страна. Кстати, имена тех, кто поставил "Смертельное оружие" или "Крепкого орешка", не говоря о тьме-тьмущей фильмов со Стивеном Сигалом или Жан-Клодом Ван Даммом, тоже помнят лишь безумные синефилы.

Все мы – жертвы нашего кино и его сбитых набекрень ценностных ориентиров. Будь "Охота на Пиранью" снята в США, хоть бы даже и с их звездами, реакция была бы вялой: ну и что, видали мы-перевидали ваш экшн. Джеймс Бонд надоел, последние бойскауты вышли на почетную пенсию. У нас все иначе, и "9 рота" кажется глотком свежего воздуха, а "Охота на Пиранью", снятая по роману главного трэш-мейкера отечественной беллетристики Александра Бушкова, – и вовсе откровением.

Хотя бы по одной простой причине. Это первый новорусский блокбастер, призванный стать всенародным хитом и не объясняющий разнесчастному зрителю, где границы добра и зла, как жить не по лжи и, наконец, что такое истина. В отличие от первого и второго "Брата", первого и второго "Бумера", первого и второго "Дозора", "Жести", "Антикиллера", далее по списку. Что говорить, когда даже телевидение, такое раздолбайское и нелепое, взялось за ум и экранизирует Булгакова, Солженицына, Пастернака, страшно сказать – Достоевского. Куда деваться тем, кто не хочет думать у экрана, кому охота развлечься, посмеяться, охнуть иной раз от неожиданности? Свидетельствую: "Охота на Пиранью" – первый российский фильм за долгое время, с показа которого зрители-профессионалы выходили не с серыми, напряженными, изнуренными лицами. Они выходили, улыбаясь. И улыбки значили больше, чем все критические стрелы, которые выпустят журналисты в эту, в сущности, нетрудную мишень.

Владимир Машков и Евгений Миронов не побоялись контрастного душа и после выспреннего "Идиотского" марафона поменяли амплуа. Машков из демонического купца превратился в неколебимого супермена, а Миронов из блаженненького князька – в безбашенного негодяя, которого в первых же кадрах фильма лишают отца родного и заодно остатков совести: он решает мстить всему миру. Черное и Белое в интерпретации двух, как ни крути, самых ярких современных российских артистов так же однозначны и утешительно плоски, как чернявый имидж героя-Машкова и блондинистая прическа злодея-Миронова. Два былинных архетипа дополнены неизбежным третьим: русская красавица (так и тянет оба эти слова написать с больших букв, но удержимся от искушения) и по совместительству химик-взрывник в исполнении Светланы Антоновой – мощный дебют молодой актрисы, ничуть не уступающий работам двух ее именитых партнеров.

Ее косу до пояса отважный капитан Мазур (он же Машков) отрежет на тетиву для лука – вот такими простенькими средствами, в духе полузабытой "Первой крови", будет он справляться с врагами, оснащенными не только автоматами, но и секретным оружием массового уничтожения. Количество бреда на минуту экранного действия в фильме опасно зашкаливает. Начинается этот процесс, когда герои, поехавшие в сибирские глубины для подрыва затопленного еще в советские времена спецобъекта, вдруг проваливаются в совсем неожиданный мир (М. Бахтин сказал бы "хронотоп"): тут егеря с плетками и бабы с коромыслами, кажется, ничего не слышали не то что о сверхзвуковых самолетах или средствах спутниковой связи, но даже об изобретении электричества. Эдакий гибрид "Тихого Дона" с "Угрюм-рекой".

Следом за холопами является барин по имени Прохор Петрович (на презентации фильма интеллигентный Миронов, недавно сыгравший Иудушку Головлева, а в более давние времена – Ивана Карамазова, трогательно оговорился, назвав своего героя Порфирием Петровичем). Этот отморозок – так он сам себя с удовольствием называет – устраивает охоту на отловленных в тайге людей. Тут и безобидные туристы, и беглый зэк (его сыграл харизматичный Сергей Гармаш: считать это комплиментом или нет, но подобные роли ему к лицу), и Мазур с гарной дивчиной-химиком. В какой-то момент герой вспоминает, что бегать ему не подобает, и принимается за то, что с характерной скромностью определяет при помощи идиомы "спасать мир". И – пошло-поехало. Апофеоза процесс "спасения" достигает в тот момент, когда Мазур фактически голыми руками, бурча под нос песенку Исаака Дунаевского, заваливает целую армию противников. И огонь отражается в темных зрачках Машкова, приговаривающего по поводу и без "Ну, это нормально" (ничего нормального в фильме, к счастью, нет).

Радости, которые испытывает зритель этого стремительного и уморительно смешного фильма, по правде говоря, чисто детские. Тем они сильнее. Наверное, этого и добивались авторы: во всяком случае, смотря на лицо продюсера Валерия Тодоровского, который в свои сорок с хвостиком выглядит ребенком, трудно было усомниться в его искренней радости по поводу удавшегося проекта.

Собственно, серьезный минус у фильма всего один: хоть Миронов постоянно поминает всуе джунгли, а Машков с Антоновой плавают под водой, на экране не появляется ни одной пираньи.