КУДА БЕЖАЛ КАПИТАН ПЕТРОВ?

Невское время
08.11.13
Сергей Ильченко

Состоялась премьера нового телесериала «Пепел».

Участие двух звёзд отечественного театра и кино – Владимира Машкова и Евгения Миронова – уже само по себе гарантировало повышенное зрительское внимание новому сериалу. А если учесть стартовые эпизоды, в которых два главных героя – вор-рецидивист Пепел (Миронов) и капитан Красной Армии Петров (Машков) – обмениваются не только документами, но фактически и судьбами, то станет понятен градус ожидания публикой захватывающего экранного зрелища. Однако десять серий, поставленных Вадимом Перельманом и Тимуром Вайнштейном, пронеслись перед взором в течение четырёх дней и оставили всех нас в недоумении: «Что это было, Бэрримор?»

Про неумение авторов сценария связать логику сюжета с логикой характеров и реалиями жизни даже не буду упоминать. Любой первокурсник сценарного отделения сочинит фабулы и покруче. Про то, что дуэт Машков – Миронов в «Пепле» был шестым по счёту в их артистической карьере, тоже знали почти все. Про ляпы, нарушающие элементарные признаки правдоподобия (вроде золотых приисков в Карелии), можно было бы сочинить целый фельетон. Один мой коллега даже назвал сериал «детективной фантастикой» – настолько ему показались неубедительными те обстоятельства, в которые его авторы погрузили талантливых исполнителей. Всё это в совокупности вызывало лишь раздражение, которое нарастало по мере приближения к развязке долгих и мучительных отношений (чаще заочных) вора, ставшего полковником внутренних войск (верх авторской фантазии!), и офицера, ставшего приблатнённым типом.

Главное же неприятие вызвала вторичность режиссёрских приёмов и сюжетных коллизий, которая никак не скрывалась и всячески акцентировалась, заставляя зрителей постоянно мучиться ответом на один и тот же вопрос: «Где же я это всё видел?!» «Пепел» можно показывать на экзамене по истории мирового и отечественного кино, заставляя студентов находить в сериале скрытые и прямые цитаты. Кто больше найдёт, тот и получит «отлично». Иного применения сериала в нашей духовной сфере я не вижу. Может быть, ещё его выдвинут на «Тэфи» с «Орлом», но я лично сомневаюсь даже в этом.

Единственный участник съёмочной группы «Пепла», который вызывает уважение, – это Елена Лядова, сыгравшая жену капитана Петрова, которой суждено стать новой женой его «сменщика» Пепла. В этом характере читается мощнейшая драма раздвоения личности яркой и умной женщины, которая становится жертвой мужских игр, длящихся годами. Её партнёрам вроде бы достался не менее выигрышный материал, но он при ближайшем рассмотрении оказался до предела заштампованным и неправдоподобным. Поэтому Машков счёл за лучшее промолчать значительную часть сериала, лишь скупо и веско роняя слова. Персонаж Миронова, наоборот, оказался чрезмерно болтлив, напоминая своё собственное лицедейство на грани кривлянья в «Апостоле». Вот и получается, что каждый из дуэта «сюжетных оборотней» существует сам по себе. А столь ярко заявленная в прологе тема двойников сама собою растворилась в бессмысленной чересполосице необязательных сцен и эпизодов.

Всё могло быть иначе, если… Если бы таинственное бегство капитана Петрова в прологе было объяснено зрителям в логике перекличек его судьбы с судьбой Пепла, а запутанная сюжетная ситуация обрела бы стройность притчи о том, что в каждом человеке уживаются доктор Джекил и мистер Хайд. Но про это после просмотра «Пепла» лучше даже не вспоминать, потому что каждый из его героев так и остался на своём персональном сюжетном пути.