"ЗАЧЕМ РАЗДУЛИ ПЕПЕЛ"?


vdvsn.ru
02.11.13
Ева Недремлющая

О сериале «Пепел» (канал «Россия 1») не высказался только ленивый или тот, кто сериал не смотрел. Я тоже хочу. Ни-ни, никакого намека на фильм Алексея Балабанова. Мы за счастьем не отправимся, мы поближе…

Некоторые критики начали «долбать» сериал уже с самой завязки: дескать, неправдоподобно это – кадровый офицер и «кадровый» уголовник меняются местами и судьбами. Ну да, «Принц и нищий», конечно, правдоподобнее… И потом, никто не говорил, что «Пепел» основан на реальных событиях. Нам предлагали облиться слезами над вымыслом. Но вот вызвал ли этот вымысел слезы?

«Пепел» рекламировали и анонсировали так громко и масштабно, что не посмотреть его было невозможно. Ожидания были большими в основном потому, что в фильме заняты актеры первой величины – Евгений Миронов, Владимир Машков, Елена Лядова, Сергей Гармаш, Чулпан Хаматова… Теперь публика рассуждает: чем их в «Пепел» заманили? Уж не тем ли золотом, которое добывали киношные старатели?

Нет, у меня язык не поворачивается бросать такие упреки в адрес Евгения Миронова и Владимира Машкова. Особенно в адрес Миронова. Да и неплохо он играл. Его герой – изначально медвежатник Пепел - был куда более заметным, чем герой Машкова – изначально капитан Красной армии Игорь Петров. Хотя бы потому, что в жизни Пепла происходило больше событий, движения. «Процент владения мячом», говоря футбольной терминологией, у Миронова был выше.

Но всерьез рассуждать об игре актеров здесь, увы, не приходится. По той причине, что сценарий сериала (а следом и режиссерская работа) оттянули на себя все внимание зрителей. Количество нелепостей и нестыковок зашкаливает.

Время в «Пепле» течет по каким-то совсем не земным законам. То «дольше века длится день», а то вся Великая Отечественная война проходит едва ли не за пять минут. Пожалуй, это внезапное окончание войны вызвало самое сильное недоумение. Я далеко не сразу «врубилась», что война закончилась. Только что стреляли и бегали от фрицев по лесу – и вдруг Пепла-Петрова уже отправляют в какую-то воинскую часть. Почему? Ах – доходит через некоторое время – потому что война кончилась. Поразительно, как безболезненно герои смогли пройти через эти четыре года. Я сейчас не о ранах – я о том, что война в принципе не могла не перелопатить их характеры. Но… каким ты был, таким ты и остался.

Недоумение вызывает и сцена выхода Пепла-Петрова из тюрьмы после его реабилитации. Тут претензии как раз к внешнему виду. Человека пытали (нам долго показывали эти пытки), а он – словно с курорта, простите. Ни царапинки, ни синяка – путь даже после пыток и прошло какое-то время.

Список своих вопросов к создателям сериала, думаю, продолжат многие зрители. И это не мелочные придирки – за отсутствием логики в деталях следует отсутствие логики в сюжете, в развитии характеров.

А еще в «Пепле» решительно опровергается постулат о ружье, которое, ежели уж висит на стене, непременно должно выстелить. Не стреляет. Не «стреляют», например, татуировки, о которых при этом столь много говорится. Неужели в НКВД никто не обратил внимания на то, что у офицера, которого так старательно пытают, не теле полно «урковских» наколок?! А в конце я все ждала, когда же выяснится, что герой Сергея Чонишвили вовсе не Пепел, ведь на его убиенном теле нет пресловутых татуировок, по которым Пепла и можно опознать.

И вот это навело на нехорошее подозрение. А вдруг… А вдруг будет «Пепел-2»?! Ведь герой Миронова умчался на мотоцикле в пепельную (читай – туманную) даль. А там, вдали за рекой, всякое может быть. И о татуировках вспомнят. И герой Машкова может воскреснуть... Почему нет, собственно?