ФИЛЬМ "МУСУЛЬМАНИН"

zhurnal.lib.ru
10.11.2006
Игнат Полыхаев

Мы решили обратить внимание именно на фильм "Мусульманин" по той простой причине, что на данный момент эта работа является единственной в своем роде. Нигде более тема принятия Ислама русским солдатом в плену и возвращения новоиспеченного мусульманина домой в отечественном кинематографе не поднималась. В наше время, когда идет война в Чечне и набирает силу исламизация России, фильм представляется как никогда актуальным. Фильм "Мусульманин" очень известен и популярен в России, время от времени его показывают по центральным телевизионным каналам страны. Трудно найти на сегодняшний день более качественную пропаганду исламизации в художественном кинематографе. Этот фильм часто используют как наглядный пример того, каким "положительным явлением" становится принятия Ислама русским человеком.

Сюжет фильма прост. Рядовой Николай Иванов пробыл в плену у моджахедов в Афганистане 7 лет. Когда его вели расстреливать, проезжавший мимо старик-афганец выкупил Николая. Николай принимает Ислам и становится Абдуллой. Через годы он возвращается к матери и брату в родное рязанское село и начинает новую жизнь. Семья и село в целом встречают Абдуллу сначало настороженно, а затем возникает и ряд конфликтов с братом и матерью, с односельчанами. Через призму этих конфликтов в противопоставлении образа жизни мусульманина и односельчан, по замыслу режиссера, проявляется состояние русской деревни и русской нации на сегодняшний день.

Основные герои картины, помимо Абдуллы, это мать Николая, его брат и девушка Вера. Прежде чем перейти к анализу личности главного героя, рассмотрим, на каком фоне развиваются события и с кем ему приходится "уживаться".

Мать

Образ матери всегда был свят и светел на Руси. Каким же представлена мать в фильме? Это недалекая женщина, еле таскающая натруженные ноги, в Петров пост выставляющая на стол самогон и не видящая в этом ничего зазорного; мать, заставляющая сына в приказном порядке усердно творить земные поклоны; мать, подбивающая на воровство; мать, которая не в состоянии примирить сыновей и лишь дико причитающая и воющая во время их очередной драки.

Брат

Старший брат Николая – суицидальный алкаш, который ничего, кроме водки и стремления убить брата-мусульманина, не знает в жизни, а если он на секунду и прозревает, от ужаса своего животного состояния сразу лезет в петлю. Когда в дом приходит православный священник, брат всячески издевается над ним, припоминая какие-то глупые детские проделки, а после насильно, только из принципа и возможности хоть как-то обосновать свое стремление сломить волю, заставляет Абдуллу поклониться образу св. Николая.

Вера

Односельчанка Вера – молодая, грубая, развратная и похотливая девица. Она водит Абдуллу на американские пошлые фильмы, сама лезет к нему в постель, ничего не хочет слышать о семье и свой образ жизни оправдывает простой фразой: "А как? А все так!"

Односельчане

Как представлено население села? Это пастух-придурок Генашка, разговаривающей на какой-то тарабарщине; спившийся блеющий крестный Николая; продавщица из сельпо, которая почему-то поет идиотскую песню про "Америку-разлучницу"; это десятки людей в сцене про речку, когда по ней плывут доллары и за ними бросается все население, состоящее из убогих, несчастных людей, потерявших человеческое обличие, и лишь морально непоколебимый Абдулла возвышается над этой толпой и пытается их остановить. Все село в фильме погрязло в беспробудном пьянстве, воровстве и разврате. В список убогих можно добавить еще и городского жителя, психически нездорового бывшего командира Абдуллы, который мстит Абдулле и в итоге убивает его. Также присутствует образ нового русского, бывшего коммуниста, готового теперь принять и дьявола, вылезшего из болота. Среди персонажей есть и приходской батюшка, который появляется всего лишь на минуту в фильме, "скорбит об ожесточении сердец", благославляет братьев на мир и с тем преспокойно удаляется.

Абдулла

Абдулла в фильме представлен крайне положительным персонажем, можно сказать, идеальным – не пьет, не курит, не прелюбодействует, не ворует, не смотрит пошлые фильмы, всегда доброжелателен и миролюбив, соблюдает пост и совершает намаз, не поддается на провокации брата-алкоголика, вытаскивает его из петли и время от времени поучает людей жизни, цитируя мудрые слова старика-афганца. Он живет по правилам Ислама, и само по себе в этом несомненно нет ничего плохого и может вызывать лишь уважение, но давайте посмотрим на действия Абдуллы в контексте сюжета.

В фильме никак не упомянается такой важнейший и ключевой момент: как же Николай принял Ислам. Абдулла живет как бы "с чистого листа". Прошлое его незапятнано. Мы знаем лишь, что его взяли в плен и уже в плену он добровольно стал мусульманином. Сам факт того, что человек сменил вероисповедание, говорит о многом. Можно здесь, конечно, гадать, что Николай, будучи советским солдатом, ничего не знал о вере и тем самым веру он не менял, а принял лишь ту, которая исповедовалась в плену, но не надо забывать того, что мусульманство солдат СА мог принять, только изменив присяге (переход на сторону врага) и в обмен на обещание оставить его в живых. (О том, что еще требовалось сделать, чтобы остаться в живых в плену у моджахедов, читатйте во врезе "Плен, измена, Ислам"). Принятие ислама в плену несомненно является проявлением трусости. Таким образом, "герой" фильма – предатель и трус. Даже тот факт, что, пытаясь спасти Николая, его командир в Афгане потерял еще несколько солдат убитыми, нисколько не тревожит совесть Абдуллы. За это он и находит смерть. За предательство, за потерю совести, за трусость. Не дай Бог кому бы то ни было оказаться в плену, но фильм – это не жизнь, фильм – это в первую очередь идея. Так какую же идею преследовал режиссер?

В России есть и другие люди, герои, о которых не снимаются фильмы, о которых не говорят в стране, которых не чтут и не помнят. Таких людей сотни и тысячи. Исключением, пожалуй, в смысле известности, является судьба Евгения Родионова, попавшего в плен в Чечне. Протоиерей Александр Шаргунов: "Молодым солдатам, захваченным в плен, сказали: "Кто хочет остаться живым, пусть снимет свой нательный крестик и назовет себя мусульманином". Когда Евгений отказался снять свой крестик, его стали жестоко избивать. Потом подвергли издевательствам и пыткам, которые продолжались в течение трех месяцев. Потом – убили, отрубив голову. Могилу его за огромные деньги указали матери сами чеченцы. Мать опознала тело сына по нательному крестику. А что было с теми, кто сняли свои крестики? Им приказали расстреливать своих же пленных, если они хотят сохранить себе жизнь." Евгений не предал Веру и не предал Предков, он не предал свою нацию, не предал братьев по оружию. Почему же мы видим "идеального" Абдуллу, но не знаем настоящих героев? Где же фильмы и книги хотя бы про Евгения Родионова? Ведь на таком примере должны воспитываться наши дети, подростки, молодежь. Вот образец, который должен быть перед нашими глазами.

Да, в жизни есть такие примеры, когда солдаты принимали ислам и возвращались на родину и оставались мусульманами, были и такие варианты, когда бывшие советские солдаты оставались в Афганистане, а было и так, что солдаты, принявшие ислам, возвращались и крестились. Давайте даже на секунду забудем, как стал мусульманином Николай, рассмотрим хотя бы его поведение по возвращению. Абдулла остался мусульманином, но он вернулся домой, в Россию, и как же он относится к своим односельчанам? Совершая намаз, Абдулла у всех на виду бормочет на фарси, разрывая сердце своей пусть и непонимающей его матери и провоцируя брата. Уже даже в этом он порывает с чувством такта, которое присуще русскому человеку. Проще говоря: "в чужой монастырь со своим уставом". Мог бы он, после того всего, что он повидал на войне, чем-то малым пожертвовать хотя бы для окружающих его жителей деревни, хотя бы одним своим намазом, уже не говоря о чем-то большем? Абдулла уже не способен ничем жертвовать для людей. Он вне общины, вне культуры, вне нации. Русский, приняв Ислам, перестает быть русским.

Идея

Идея фильма крайне негативна. Хотиненко в этом фильме прямо противопоставил "обычного" (в его представлении) русского человека и мусульманина, а также Ислам и Православие. Есть у фильма определенные достоинства, актуальные смысловые моменты, но эти моменты в фильме – исключения. Говорится вроде бы правда, но она строго отобранна в нужном идеологическом ключе. Фильм показывает русских (всех без исключения: и мать, и брата, и потенциальную невесту) как поголовно тупой, опустившийся и спившийся сброд. И на этом фоне возвышается абсолютно во всем положительный мусульманин. В фильме также сделан упор на духовную слабость православия. Священник и церковь в селе есть, но с пороками они сделать не могут ничего. В фильме есть момент, когда Вера в надежде, что наступит очищение и придет счастье, вернее, любовь, вдруг решает донырнуть до маковки затонувшей церкви, чтобы спастись, чтобы выйти из своего скотского состояния, но эта неудачная сиюминутная попытка – последний проблеск ее души. По фильму русские такие, что пути к спасению не заслуживают, разве что следуя примеру Абдуллы и принимая Ислам. Только Ислам является в фильме силой, способной победить зло, победить сатану. Картина становится средством русофобской пропаганды и средством пропаганды принятия Ислама русскими. Этот фильм – одно из средств экспансии, захвата умов и душ.

Давайте посмотрим и на время выхода картины. 1995 год. В мире все переменилось. Четыре миллиона турок в Германии, более миллиона мусульман в Москве, голос муэдзина хмурым лондонским утром – все это реалии нового времени. 1995 год. В Чечне разгорается кровавая война с бандитами, на которой берут в плен русских солдат, склоняют их силой к принятию Ислама, а они отказываются ценой своей жизни; война, на которой, несмотря ни на что, русские, такие же деревенские парни, как и персонаж в фильме, проявляют верх героизма и выносят под огнем раненых, бьются в рукопашных и не сдаются, с оторванными конечностями продолжают бой, хирурги оперируют по трое суток в полевых палатках. 1995 год. В Боснии и Краине на территориях бывшей Югославии русские добровольцы по зову сердца и совести вместе с Православными сербами сражаются с исламистами всех мастей. Исламисткая угроза висит в воздухе И вот в это тяжелое время, в которое проявляется высота и сила русского духа, на экраны выходит фильм про бывшего русского Абдуллу!

Сам Хотиненко, рассказывая о съемках фильма, поведал, что актера Е. Миронова, играющего главного героя, перед фильмом отправили в мечеть к мулле, чтобы он притворился мусульманином и смог "вжиться" в роль. Актер не стал врать мулле и признался, что он Православный. Хотиненко позже скажет: "Конечно, это грех – православному человеку молиться в исламской мечети. Но и сама наша профессия – актерство, режиссура – тоже грех. И сможем ли мы от него "отмыться" – неизвестно".

Яснее не скажешь.