ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ

schoollibrary.ioso.ru
24.06.2003
M.A. Бродский

... Несколько слов о фильме В. Хотиненко "Мусульманин", который обратил наше внимание не только несомненными художественными достоинствами, но, прежде всего, злободневностью поставленных в нем проблем. При обсуждении в адрес его создателей были высказаны обвинения в отсутствии патриотизма, в пропаганде ислама как лучшей веры, альтернативной православию. Но, во-первых, в фильме мы видим почти только православных, вернее, тех, кто относит себя к ним, о мусульманах же всего лишь слышим, причем исключительно от Николая (а в Афганистане они все такие, как он?) – словом, неравенство очевидное. Да и, во-вторых, чем лучше Николай своего молоденького оппонента – православного священника? Может, авторы предлагают совместить "привлекательные" черты ислама с традиционным православием? Тоже вряд ли, потому что бесполезно, да и незачем: обе религии имеют глубокие исторические корни, и в этом их достоинство и сила. Фильм учит веротерпимости? Скорее наоборот: не случайно симпатичный священник так и не смог помирить родных братьев, между которыми не конфликт – пропасть! Тогда о чем же фильм? По нашему мнению, не о вере, а, скорее, о жизненном укладе людей.

Не менее существенен и другой вопрос, возникший в ходе дискуссии: насколько правомерна оценка фильма как непатриотичного, почему вообще такая точка зрения существует? Нам кажется, что связано это с тем, что В. Хотиненко не щадит патриотических чувств зрителя, любит Отчизну "странною" любовью. Хотя сам фильм, несомненно, патриотичен, потому что его герои не без света в душе, не пропащие совсем. Просто без покаяния (осмысления себя, своей жизни) не бывает и очищения (преодоления, движения к лучшему). ...