"МУСУЛЬМАНИН"

Журнал "Христианство в истории" №4
04.1995

... Вышел на экраны фильм Валерия Залотухи и Владимира Хотиненко "Мусульманин", сюжет которого построен на истории рязанского мужика, во время войны в Афганистане принявшем в плену ислам. Рецензент В. Туровский (Известия, 4.4.95) критикует фильм и с эстетических позиций, и содержательно: "Чужая вера стала родной. Потому что Родина не забыла послать родных своих мальчишек погибать на чужбине. Родина забыла дать им их родную веру ... Почему Федька Иванов, алкаш и рецидивист, который и лба-то толком перекрестить не может – хорош, а его брательник-басурман, отказывающийся поцеловать икону, – плох?". Фильм повел "по тупиковой дороге сравнения религий, конфессий, вер. А вера – несравнима". Фильм не поднялся над уровнем обыденных представлений о вероисповедании, отождествляющем веру с обрядом. Более благожелательная рецензия – Куранты, 7.4.95 (без подписи): фильм трактуется как "горькие заметы о том, как не любят мы людей "инаких". Исполнитель главной роли был отправлен "на выучку к имаму. Тот первым делом спросил, мусульманин ли пришелец. Артист честно признался, что он – человек православный. И услышал в ответ фразу, которая его потрясла: "А-а, значит, вы на пути к вере". В целом отрицательная рецензия Льва Аннинского "Мусульманин подставляет нам другую щеку" (Московские новости, 9.4.95): "Кончается фильм, и тревога славяно-православного мира по поводу смутной исламской угрозы остается висеть в воздухе".

А. Винокуров, "Мусульманин в полях бесконечной росы", Новое время, № 27. "Конфликт тут не между православием и мусульманством, а, как сказал сам режиссер, между верой и безверием. Точнее говоря, между искренней верой и сатанинским фетишем, в который веру может обратить обыденное сознание".

Л. Пажитнов, "Чужой среди своих", Русская мысль, 14.6.95. "Фильм отражает бездуховность русского общества."

И. Хмара, Комсомольская правда, 15.6.95. "У нас же со Всевышним разговор короток: перекрестились – и ну грешить!"

Л. Дзюбенко, "Кто там на пути к вере?", Московская правда, 7.7.1995. Рецензент видит смысл фильма в обличении конформизма.

...