"МОСКВА, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!"

only4men.ru
2010
Максим Капчиц

Киноальманах "Москва, я люблю тебя!", снятый разными режиссерами, состоит из 15 новелл о Москве. Продюсером проекта стал Егор Кончаловский, в свое время получивший предложение участвовать в первом "парижском" проекте, но по неизвестным причинам туда не попавший. Не являющийся официальным продолжением признаний в любви Парижу и Нью-Йорку, фильм "Москва, я люблю тебя!" стал личной инициативой Кончаловского, сохранившего структуру и рамки первого киноальманаха о любви в мегаполисах: абсолютная творческая свобода на протяжении пяти минут. Среди заметных кинорежиссеров, принявших участие в проекте: Вера Сторожева, Егор Кончаловский, Иван Охлобыстин, Мурат Ибрагимбеков, Георгий Параджанов...

В силу своей специфики, подобные проекты почти всегда имеют ряд шероховатостей и неровностей. Сказываются разные уровни режиссерского мастерства, хотя общая планка достаточно высока, и это приятно. Актерский состав порадует любого любителя современного российского кино. Миронов, Суханов, Охлобыстин, Дюжев, Бондарчук и длинный список знакомых лиц.

К сожалению, удручает стандартный набор тем, почему-то в большинстве отражающий социальные болячки. Хотя, конечно, у кого что болит... Большинство короткометражек скорее носит характер анекдотов и мифов о Москве, известных обывателю по намозолившим глаза телесериалам, эстрадным клипам и криминально-развлекательным программам, чем историй о настоящей Москве или любви в ней. Да и множество персонажей, как будто свалившихся сюда из второсортных мелодрам и боевиков, названий которых никто не знает, шарма фильму не добавляют. Согласитесь, что телетипаж благородного киллера, спасающего ребенка, затаскан как пословица, и для проекта, где творческая свобода стояла во главе угла, можно было выдумать что-нибудь поинтереснее.

С любовью здесь вообще тяжело. Любовь, пропущенная через призму одиночества и неустроенности, превращается в зависимость. Ощущается острый дефицит юмора. Кстати, большее количество сценариев было отбраковано Кончаловским именно за обилие чернухи. Несмотря на наличие знаковых мест – церетелевский Петр Первый, Рублевка, ГУМ, высотки центра – от многих новелл нет ощущения, что это происходит именно в Москве, в отличие от первоисточника, в котором каждая из историй была привязана названием и местом действия к определенному кварталу города, и компоновались они в соответствии с близостью или удаленностью от центра Парижа.

Однако в каждой бочке дегтя есть ложка меда. Особенно запомнились две новеллы: о коренных жителях белокаменной, снятая Кончаловским по сценарию Охлобыстина, в которой некая кавказская группировка под песню "Ну, что сказать вам, москвичи" выясняет отношения с бандой отца Иоанна у палатки, в которой торгует чернокожий цветочник, и очень яркая соцарт-миниатюра "Объект номер один" Мурада Ибрагимбекова, побывавшая на конкурсе в Венеции.

Несмотря на вышесказанное, перед нами, бесспорно, любопытная лента, оставляющая после себя хоть и странное, но не отталкивающее послевкусие. Фильм не стал шедевром кинематографа, но мое личное пристрастие к "короткому" жанру, от рассказов Чехова до мультипликации "Союзмультфильма", влияет на оценку.

Оценка: * * * *